Учебная работа № 1009. Формирование понятия цилиндра

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...

Учебная работа № 1009. Формирование понятия цилиндра

I этап: понятия цилиндр. Математическое видение цилиндра.

Цель этапа : Формирование пространственного представления и логического мышления учащихся при изучении и формировании математического видения цилиндра его характерных элементов и изображений.

Дидактические средства:

  • набор пространственных тел (прозрачных и непрозрачных);
  • пластилин;
  • деревянные палочки;
  • цветные карандаши;
  • модели изготовленные по рис. 3.

Перед началом урока учитель на своем столе располагает все пространственные тела: призмы, пирамиды, цилиндры, конусы, сферы и шары.

Рекомендуется начать урок со следующего упражнения.

Упражнение 1 . Из множества тел представленных выбрать те, которые были уже изучены (предполагается, что учащиеся выберут призмы и пирамиды).

Упражнение 2 . Оставшиеся тела сгруппируйте по внешним сходным признакам. (получили три группы: цилиндры, конусы, сферы и шары).

Упражнение 3 . Вызывается с каждого ряда по ученику. Им предлагается на интуитивном уровне к каждому пространственному телу сопоставить соответствующую табличку с названием данного тела. Предполагаемый ответ:

Конус
Цилиндр
Сфера (шар)

Упражнение 3 можно предложить выполнить стоящим ученикам. Затем, после того как ктонибудь выполнит это упражнение верно, учитель говорит о том, что изучение этих пространственных тел они начнут с изучения цилиндра.

Упражнение 4 . Из пластилина учащиеся делают линию (KL). Затем деревянные палочки прикрепляют к пластилину, таким образом, чтобы эти палочки (АВ) как бы пересекали линию (KL) и были бы друг другу параллельны. В результате получилась бы поверхность которую назовем цилиндрической (рис. 1).

[Вывод : поверхность образованная движением прямой (АВ), которая во всех положениях параллельна данной прямой и пересекает линию (KL) назовем цилиндрической поверхностью ].

Соглашение 1 . Движущаяся прямая (АВ) – образующая; линия (KL) – направляющая.

Упражнение 5 . Предполагается соединить оба конца линии (KL) вместе (Получится цилиндрическая поверхность которая называется замкнутой ) (рис. 2).

Рис. 1
Рис. 2

Упражнение 6 . Учащиеся из пластилина делают две лепешки (плоскости) и с двух сторон прикрепляют к замкнутой цилиндрической поверхности и получают модель цилиндра.

[Вывод : Цилиндром назовем тело, ограниченное замкнутой цилиндрической поверхностью и двумя параллельными плоскостями, пересекающими цилиндрическую поверхность].

Соглашение 2 . В получившейся модели цилиндра параллельные плоскости, которые пересекает цилиндрическая поверхность назовем основаниями цилиндра .

Упражнение 7 . Учащимся предлагается из центра (приблизительно) верхнего основания цилиндра опустить перпендикуляр на нижнее основание (возможные варианты: а) высота проектируется точно в центр нижнего основания (прямой цилиндр ); б) пересекает нижнее основание, но не в центре; в) не пересекает нижнее основание (наклонный цилиндр )). Высотой может служить одна из деревянных палочек.

Соглашение 3 . Высотой цилиндра назовем кратчайшее расстояние между двумя основаниями цилиндра.

Упражнение 8 . Учащимся на урок принести модели по рис. 3 из спиц и проволки.

Всем предлагается сделать полный оборот вокруг оси. В результате, точки линии АМВ опишут окружности, которые назовем параллелями , они лежат в плоскостях, перпендикулярных оси вращения, а следовательно эти плоскости параллельны между собой.

Рис. 3

[Вывод : Поверхностью вращения назовем поверхность, образованую линией, которая лежит в одной плоскости с осью и при вращении вокруг оси (Z) делает полный оборот].

Упражнение 9 . Назовите какой из пунктов в упражнении является цилиндрической поверхностью? (Ответ в)).

Учащиеся делают вывод :

При вращении прямоугольника вокруг прямой, содержащей одну из его сторон, получается, что во всех положениях АВ параллельна ОО1 , а поэтому при полном обороте описывает цилиндрическую поверхность (часть), а отрезки ОВ и О1 А опишут круги.

ломанная опишет поверхность цилиндра О1 АВО

основания круги;

образующая АВ перпендикулярна основаниям.

Полученное тело назовем цилиндром вращения .

Упражнение 10 . (Самостоятельно). Предлагается учащимся вращать прямоугольник вокруг оси, проходящей через ось симметрии прямоугольника. Необходимо ли делать полный оборот в данном случае? (Ответ: нет, достаточно пол оборота).

Изображение цилиндра

Обычно цилиндр изображают от руки:

1) основание изображают в виде эллипсов, лежащих в параллельных плоскостях;

2) двумя образующими соединяют концы больших диаметров эллипсов (оснований);

3) видимые линии рисуют сплошными, невидимые – контурными.

Соглашение 4. Под цилиндром будем понимать (подразумевать) цилиндр вращения .

Упражнение 11 . Ученикам предлагается провести всевозможные сечения цилиндра, плоскостью. Каждый ученики предлагает вариант, а затем все сведения систематизируются в следующую таблицу : (это упражнение выполняется на модели цилиндра сделанного полностью из пластилина, используя нож для резки пластилина).

1
4
7
6
5

Соглашение 5 . Цилиндр осевое сечение (проходящее через ось вращения), которого – квадрат называется равносторонним цилиндром .

I этап: понятия конус. Математическое видение конуса.

Цель этапа : сформировать ценностное представление у учащихся о конусе и его элементах. Развить пространственное воображение и логическое мышление через «видение конуса».

Дидактические средства:

  • набор пространственных тел;
  • пластилин;
  • деревянные палочки;
  • цветные карандаши;

модели изготовленные по рис. 3.

Упражнение 1 . Назовите уже изученные вами пространственные тела? (призма, пирамида, цилиндр). Назовите те которые еще не изучались? (конус, сфера (шар)).

Изучение данной темы по своей структурной схеме аналогично изучению темы «Цилиндр».

Упражнение 2 . Из пластилина изготовьте линию (KL). Пересеките ее деревянными палочками, таким образом, чтобы все эти палочки проходили через одну точку (S), не принадлежащую (KL). В результате получим поверхность, которую назовем конической поверхностью (рис. 1).

Соглашение 1 . Точка S – вершина, линия MN – направляющая, а прямая а – образующая.

Упражнение 3 . Соедините концы линии (KL) (получится замкнутая линия (KL) и коническая поверхность, которую назовем замкнутой ) (рис. 2).

Рис. 1
Рис. 2

Упражнение 4 . Из пластилина делается плоскость (лепешка) и коническую поверхность соединяют с этой плоскостью. Получилась модель конуса .

[конусом назовем тело, ограниченное замкнутой конической поверхностью и пересекающей ее плоскостью].

Соглашение 2 . Плоскость, пересекающая коническую поверхность назовем основанием .

Упражнение 5 . Учащимся предлагается из точки S опустить перпендикуляр. Это можно сделать при помощи деревянной палочки, протянув ее в модели конуса через вершину точку S.

(а) перпендикуляр опущен в центр основания, то есть конус прямой;

б) перпендикуляр пересекает основание или плоскость основания, но не в центре, то есть наклонный конус).

Соглашение 3 . Данный перпендикуляр назовем высотой конуса (кратчайшее расстояние от точки до плоскости).

Упражнение 6 . Учащиеся приходят на урок с моделями по рис. 3. Необходимо выполнить полный оборот вокруг оси.

Учебная работа № 1009. Формирование понятия цилиндра