Учебная работа. Сущность аудита и аудиторской деятельности 3 № 733

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Содержание

……………………………………………………………………………3

1. Возникновение и развитие аудита и аудиторской деятельности в РФ……..4

2. Понятие, цели и принципы аудита и аудиторской деятельности……………6

3. Основные виды аудита и аудиторской деятельности………………………10

4. Субъекты и объекты аудита………………………………………………….14

5. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в

Российской Федерации …………………………………………………………16

6. Правовая база аудиторской деятельности РФ………………………………19

7. Основные этапы аудиторской проверки…………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы……………………………………………24

Аудит представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную предпринимательскую деятельность. Роль аудита в развитых странах существенна, а мнение аудитора авторитетно. В современной России, которая уверенно встала на построение рыночной экономики также усиливается роль и значение аудита.

Все, кто сталкиваются с аудитом, нуждаются в понимании методов, которые применяются в аудите, выводов, которые делают аудиторы. Но главное, они должны понимать саму сущность аудита и аудиторской деятельности. Непонимание специфики аудита — основная причина конфликтов, ошибок, неудачных попыток регламентации аудиторской деятельности.

Этими обстоятельствами и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы, посвященной одной из основополагающих тем теории аудита — сущности аудита и аудиторской деятельности.

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ сущности аудита и аудиторской деятельности.

Исходя из цели, определены задачи:

— определить в чем выражается необходимость аудита как вида деятельности, уделив при этом внимание и историческому аспекту этой проблемы;

— раскрыть понятие, цели и принципы аудита и аудиторской деятельности;

— охарактеризовать основные виды аудита и аудиторской деятельности.

1. Возникновение и развитие аудита и аудиторской деятельности в РФ

Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю. История развития аудита уходит в глубину веков. Профессия аудитора известна с глубокой древности. Примерно в 200 г. до н.э. квесторы, то есть должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи, осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменатором. Такая практика и дала термин «аудитор», от латинского «слушать». [1] Первые упоминания об аудите как о виде профессиональной деятельности относятся к XIII и XIV векам, когда учетные книги, составляемые купцами, стали фигурировать в качестве вещественного доказательства в суде[2] . Уже в XVI веке во многих странах был введен правовой контроль учетных книг. Начали использовать термин «аудит», и аудиторами называли тех людей, кто занимался проверкой учетных записей. Наибольшее же развитие аудита приходится на XVII-XIX века.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;

3) необходимость специальных знаний для проверки информации;

4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества. [3]

В России звание аудитора, по некоторым данным, введено Петром I. Должность аудитора совмещала отдельные обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Три попытки организации института аудита в 1889, 1912 и 1928 гг. по разным причинам оказывались безуспешными[4] .

Современную предпринимательскую форму аудит в России стал обретать лишь в конце 1980-х годов, когда началась перестройка всей системы хозяйствования и управления. Потребность в аудите как самостоятельном рыночном институте обусловили такие происходящие в то время процессы, как приватизация и акционирование крупных предприятий; бурное развитие малых предприятий и кооперативов; либерализация внешнеэкономической деятельности, приток иностранного капитала и появление совместных предприятий.

В период с 1988 по 1993 г. аудит в России в основном был инициативным, поскольку не существовало законодательных актов, регулирующих деятельность аудиторских организаций. Предприятия в большей мере ориентировались на услуги консалтинговых, научно-технических организаций, которые начали проводить аудит и оказывать другие аудиторские услуги. Первые аудиторские фирмы образовались в трех формах: как хозрасчетные организации, кооперативы и государственные общественные образования. Характерной особенностью таких организаций было то, что они создавались при государственных структурах и к аудиторским фирмам их можно было отнести с определенной мерой условности. В целом этот период можно назвать зарождением аудита в России. [5]

Первый регламент для ведения аудиторской деятельности был установлен указом Президента от 22 декабря 1993 г., в соответствии с которым были приняты «Временные правила ведения аудиторской деятельности». Они использовались как основной законодательный документ вплоть до 2001 г., когда был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В этот же период был принят пакет постановлений Правительства, которые регламентировали отдельные стороны аудиторской деятельности. [6]

В настоящее время действует Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г., который в настоящее время является основным регламентирующим документом аудиторской деятельности. В нем существенно усилилась роль аудиторского сообщества в ее регулировании, а как центральная задача рассматривается повышение качества аудиторской деятельности в целях обеспечения общества всей необходимой информацией на должном качественном уровне.

2. Понятие, цели и принципы аудита и аудиторской деятельности

Сущность аудита и аудиторской деятельности можно выявить также через рассмотрение их понятий, целей и принципов.

Существует множество определений аудита — одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита.

В статье 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудиторские услуги) определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Сам же аудит определяется как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Из этого законодательного определения аудита вытекает, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской финансовой отчетности, позволяющая пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные ращения.

Такое понимание аудита позволяет трактовать его задачи более широко. Аудитор должен сформировать свое мнение об имущественном и финансовом состоянии аудируемого предприятия, т.е. он обязан дать определенные оценки финансовому состоянию предприятия. Фиксация внимания пользователей отчетности на реальном финансовом состоянии организации имеет очень большое значение, поскольку пользователи отчетности в условиях рыночной экономики очень часто не являются специалистами в области бухгалтерского учета и не могут самостоятельно делать правильные выводы из отчетности.

Таким образом, основные задачи аудита заключаются в выражении мнения о легитимности деятельности субъекта хозяйствования, достоверности его отчетности и о возможности непрерывного функционирования (т.е. способности выполнять все принятые обязательства).

Цель аудита может быть дополнена такими задачами, как:

-разработка мероприятий по улучшению финансового положения предприятия;

-выявление резервов эффективного использования финансовых ресурсов предприятия;

-оптимизация доходов и расходов предприятия[7] .

В соответствии с этой целью аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Аудитор в своей деятельности выполняет различные задачи. В частности, можно сформулировать следующие локальные задачи при проведении обязательного аудита:

1. Формулирование принципов подготовки плана и программы аудита.

2. Организация подготовки и составления плана и программы аудита.

3. Формулирование принципов документирования аудита.

4. Формулирование требований к форме и содержанию рабочей документации аудита.

5. Определение порядка составления и хранения рабочей документации.

6. Определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств.

7. По результатам проведенного аудита выразить мнение о достоверности отчетности субъекта в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.

8. Другие задачи.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проведение аудита экономического субъекта не отменяет осуществление государственного контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Информация, полученная в ходе проведения аудита, может использоваться органами государственной власти (налоговыми, таможенными органами) при проведении ими определенных контрольных мероприятий.

В соответствии со ст.4 Закона «Об аудиторской деятельности» аудитором признается физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора (что требовалось и ранее) и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СРО). Предусмотрены две категории аудиторов: аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией (трудовое законодательство предоставляет право заключать трудовые договоры с наемными работниками и индивидуальным предпринимателем), и индивидуальные аудиторы. Но и те, и другие признаются аудиторами с даты внесения сведений о них в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Частью 6 ст.1 Закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрено, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных Законом.

Помимо определения цели аудита важно установить и принципы аудита, которые позволяют дать объективные, реальные и точные сведения об объекте аудита, выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

К основным принципам ведения аудиторской деятельности относятся:

-независимость и объективность при проведении проверок;

-конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора;

-использование методов статистики и экономического анализа;

-применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки;

— доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам;

-ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок;

-содействие росту авторитета аудиторской профессии.

3. Основные виды аудита и аудиторской деятельности

В зависимости от субъекта, проводящего аудиторские проверки, они подразделяются на внешние, проводимые аудиторами и аудиторскими фирмами, и внутренние, проводимые соответствующими структурами самого хозяйствующего субъекта.

Внешний аудит проводится на основании договора между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором). При этом аудиту подлежит главным образом система учета и отчетности предприятия. Основной целью аудиторской фирмы является оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства. При проведение проверки аудиторская фирма руководствуется общепринятыми аудиторскими стандартами.

Большое значение имеет внутренний аудит, который должен оперативно проводить проверку и надзор за соблюдением требований законодательства; точности и полноты документации бухгалтерского учета; обеспечения сохранности имущества; своевременности и достоверности бухгалтерской отчетности и т.д.

Основным объектом внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия.

Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия. При этом организация, роль и функция внутреннего аудита определяются самим предприятием, т.е. его руководством или собственником.

Основную часть функций внутреннего аудита выполняют специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате предприятия. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1. контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

2. подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3. анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

4. оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.) называется инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.

В отличие от инициативного обязательный аудит регламентируется государством. Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты по следующей системе показателей:

1. по критерию организационно-правовой форме – все открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала

2. по виду деятельности: кредитные организации; страховые организации или обществом взаимного страхования; товарные или фондовые биржи; инвестиционные фонды; внебюджетные фонды, источники образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления юридических и физических лиц; фонды, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления юридических и физических лиц.

3. по источникам формирования уставного капитала – в уставном капитале (фонде) организации имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Обязательной проверке также подлежат экономические субъекты, за исключением государственных и муниципальных предприятий, имеющие в наличии хотя бы одно из следующих показателей:

· Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ);

· Сумма активов баланса превышает на конец года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ.

Следует иметь в виду, что Представительства не подлежат обязательной аудиторской проверке, т.к. не имеет уставного капитала. Организации или индивидуальные предприниматели, подлежащие обязательному аудиту, обязаны к сдаче годовой бухгалтерской отчетности предоставлять аудиторское заключение в территориальный налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика. Как обязательный так и инициативный аудит проводятся на основании договора, заключенного с аудиторской фирмой и проверяемым экономическим субъектом. Стоимость работы как при инициативном, так и при обязательном аудите, определяется по согласованию сторон.

По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного) необходимо иметь соответствующие лицензии, выдаваемые Центральным банком и Министерством финансов РФ. Термин «государственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако, в Счетной палате Российской Федерации существует должность аудитора.

В новом Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» существенно расширен перечень аудиторских услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Соответственно изменилась и классификация аудиторской деятельности.

В новом Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» в составе аудиторской деятельности четко обозначены три группы услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а именно:

1) аудит, под которым понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности;

2) сопутствующие аудиту услуги;

3) прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.

4. Субъекты и объекты аудита

Сторонами по договору при осуществлению аудиторской деятельности выступают экономические субъекты и аудиторы.

Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Аудиторская фирма может быть основана на смешанной форме собственности, т. е. её имущество находится в определённых долях в частной, государственной, муниципальной и иной собственности. Иностранные (полностью принадлежащие иностранным юридическим и физическим лицам, но образованные и действующие по российскому законодательству) и совместные аудиторские фирмы работают в соответствии с Законом об иностранных инвестициях.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Аудиторская фирма может быть учреждена в форме индивидуального (семейного) частного предприятия, полного товарищества, смешанного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа), государственного, муниципального предприятия. Аудиторская фирма по своей природе требует организации на основе частной собственности, что предполагает выборочную проверку достоверности отчётности, а не сплошную, как при ревизии. Возможно, государство и субъекты РФ, органы местного самоуправления вправе создавать аудиторские фирмы для осуществления аудиторских проверок государственных и муниципальных, а также частных предприятий, но только для совершения иных действий, помимо подтверждения достоверности бухгалтерской отчётности и соответствия хозяйственных и финансовых предприятий законодательству.

Занятие аудиторской деятельностью происходит на основе специального разрешения (лицензии), а также при наличии квалификационного аттестата. Постановлением Правительства РФ утверждены порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 марта 2002г. «О лицензировании аудиторской деятельности» все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию и получить квалификационный аттестат аудитора единого образца. Проведение аудиторской деятельности без аттестации запрещается.

Аудиторские фирмы начинают свою работу после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов, ведение которого организует Комиссия по аудиторской деятельности. Право учредителей, собственников, участников аудиторской фирмы определять её внутреннюю структуру, взаимоотношения руководителей фирмы и аудиторов по оформлению аудиторского заключения должны устанавливаться в уставе фирмы.

Организация аудиторской деятельности показывает, что нельзя применять все правила об аудиторских фирмах к аудиторам, занимающимся этим видом предпринимательства самостоятельно. [8]

5. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации

Уполномоченный Федеральный орган — это структура, призванная осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности. Ранее эти функции в части общего, страхового аудита и аудита инвестиционных фондов возлагались на Департамент по финансовому контролю и аудиту при Минфине России, а в части банковского аудита — на Департамент аудиторской деятельности при Центробанке России.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 установлено, что во исполнение Закона «Об аудиторской деятельности» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, определяется Минфин России.

Основные функции органа по государственному регулированию аудиторской деятельности сводятся к следующим:

— издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

— организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

— организация в установленном законодательством РФ порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;

— организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

— контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

— определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;

— ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утвержденному уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

— аккредитация профессиональных аудиторских объединений. Минфин России (приказом от 07.03.2002 г. № 47) возложил выполнение данных функций на созданный в этом министерстве Департамент организации аудиторской деятельности. Основной задачей Департамента является обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ и разработка единой политики в области аудита.

Департамент организации аудиторской деятельности выполняет следующие основные функции:

-разрабатывает и организует реализацию единой государственной политики в области аудита;

-обеспечивает формирование законодательной, нормативной и методологической базы аудиторской деятельности в РФ;

-организует разработку через Совет по аудиторской деятельности экспертизу и представление на утверждение Правительства РФ федеральных стандартов аудита;

-организует и реализует системы обучения, аттестации и повышения квалификации аудиторов;

— формирует перечень учебно-методических центров;

-осуществляет лицензирование аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

-осуществляет координацию и методологические руководство проведения обязательного аудита в РФ;

-осуществляет аккредитацию профессиональных аудиторских объединений;

-обобщает практику применения законодательных и нормативных актов по аудиту и дает финансово-экономическое обоснование по проектам федеральных законов и иных нормативных актов и др.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности, при Министерстве финансов РФ создается Совет по аудиторской деятельности. Положение о совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ утверждено Приказом Минфина РФ от 03. 06. 2002 г. № 47н.

Совет по аудиторской деятельности:

-принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

-разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;

-рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

-изучает, обобщает и распространяет опыт аудиторской деятельности, организует подготовку информационных, методических и учебных материалов в этой области;

-рассматривает составы экзаменационных комиссий и результаты экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора, сдавших квалификационные экзамены;

-осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту. Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51 процента общего состава совета. В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка РФ (Банка России) и пользователей аудиторских услуг.

6. Правовая база аудиторской деятельности РФ

Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001г. №119-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами, которые не противоречат данному закону, такими как:

-Федеральный закон от 14 декабря 2001г. № 164-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»»;

-Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

-Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ ( ред. от 28 марта 2002г.) «О бухгалтерском учете»;

-Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

-Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»;

-Федеральный закон от 8 февраля 1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

-Федеральный закон от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

-Гражданский кодекс РФ (ч.1) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (ред. от 26 ноября 2002г.);

-Гражданский кодекс РФ (ч.2) от 26 января 1996г. № 14-ФЗ (ред. от 26 ноября 2002г.);

-Налоговый кодекс РФ (ч.1) от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ (с измен. от 9 июля 2002г.);

-Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (ред. 25 июля 2002г.);

-Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности:

· правило (стандарт) №1 .Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

· правило (стандарт) №2. Документирование аудита.

· правило (стандарт) №3. Планирование аудита.

· правило (стандарт) №4. Существенность в аудите.

· правило (стандарт) №5. Аудиторские доказательства.

· правило (стандарт) №6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

· правило (стандарт) №7. Внутренний контроль качества аудита (введено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003г. № 405)

· правило (стандарт) №8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом (введено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003г. № 405)

· правило (стандарт) №9. Аффилирование лица (введено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003г. № 405)

· правило (стандарт ) №10.События после отчетной даты (введено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003г. № 405)

· правило (стандарт) №11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (введено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003г. № 405)

· и пр.

-Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002г. №80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ»;

-Приказ МФ Российской Федерации от 17 июля 2002г. №146 «Об упразднении Центральной аттестационно – лицензионной аудиторской комиссии Министерства финансов РФ».

7. Основные этапы аудиторской проверки

Аудиторские услуги предоставляются в рамках предпринимательской деятельности аудиторских компаний. Эти услуги заключаются в проведении проверок и консультировании клиентов с целью подтверждения достоверности отчетности и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. В связи с тем, что любая аудиторская проверка ограничена по времени, всегда бывает важно внятно определить цели каждой проверки, верно выбрать объекты исследования, четко спланировать действия, применить наиболее уместные методы и скомпоновать необходимые предпосылки для выдачи компетентного аудиторского заключения. Для того чтобы цели конкретной проверки были в результате успешно реализованы, желательно соблюдать порядок выполнения основных этапов аудиторской проверки.

Выделяются три основных этапа проведения аудита:

·подготовка и планирование аудиторской проверки,

·выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации,

·составление аудиторского заключения.

Подготовка и планирование аудиторской проверки – это начальная стадия, включающая в себя предварительное планирование проверки, аналитический обзор отчетности компании, приблизительную оценку существенности и аудиторского риска. Она должна производиться в соответствии с законодательными нормами и тщательно учитывать условия договора с заказчиком. Специалист обязан получить достаточно внятное представление об аспектах финансово-хозяйственной деятельности компании и произвести оценку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля для определения вероятности возникновения ошибок, которые впоследствии могут повлиять на достоверность финансовой отчетности и аудиторский риск. На основе такой оценки определяется масштаб и количество предстоящих процедур и примерные трудозатраты. Эта информация находит свое отражение в общем плане проверки и программе аудита. На этом этапе также надо решить, стоит ли привлекать экспертов, а также определиться с составом аудиторской команды.

Выполнение аудиторских процедур и оформление документации составляет второй, наиболее затратный по времени, этап проведения аудита. Он предполагает сбор аудиторских доказательств и их документирование.

Третий этап — это составление аудиторского заключения. На этом этапе обобщаются результаты проверки, формируется мнение относительно достоверности отчетности и соответствия ее действующему законодательству, а также формулируется сводная информация для руководства проверяемой компании, дается оценка результатов проверки и производится оформление аудиторского заключения.

Понимание задач каждого из этапов аудиторской проверки помогает аудитору в их успешном решении и дает возможность четко соблюсти сроки проверки согласно заключенному договору.[9]

Заключение

Становление рыночной экономики, передача в частную собственность средств производства, развитие банковского, страхового дела и инвестиционной активности привели к появлению такого совершенно нового для России вида предпринимательства, как аудиторская деятельность. Аудит осуществляется в первую очередь в интересах собственников с целью защиты их имущественных интересов. Для успешного развития аудита нужна соответствующая нормативная база, которая продолжает развиваться, выходят новые нормативно-правовые акты, которые все четче регулируют аудиторскую деятельность.

Для того чтобы быть уверенным в том, что предприятие работает устойчиво и надежно, управляющие совместно со специалистами аудита должны обеспечить внедрение систем контроля, которые бы показывали, в какой степени правильно выполняется финансовая отчетность, а также насколько она соответствуют законодательству

По мере развития финансового рынка в Российской Федерации и его интеграции в общемировую сферу финансовых услуг, все больше будет возрастать роль аудита- независимой экспертизы и анализа финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.

Список использованной литературы

1. Аудит: учебник / Под ред.Р.П. Булыги. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 431 с. — ISBN 978 5-238-01594-1

2. Аудит: учебник / Под ред. В.И. Подольского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 260с. — ISBN 978-5-9776-0026-2

3. Аудит: учебник / Под ред. В. В. Скобара. — М.: Просвещение, 2005. — 479 с. — ISBN 5-09-014073-1

4. Булгакова, Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования / Л.И. Булгакова — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 332 с. — ISBN 5-73072-429-4

5. Камышанов, П.И. Аудит: стандарты и практика / П.И. Камышанов. — М.: Джангар, 2002. — 376 с. — ISBN 5-94587-021-8

6. Крупченко Е.А.,Замыцкова О.И.,Аудит: Учебник,М.,2005г.

7. Скобара В.В. Аудит: методология и организация / В.В. Скобара. М.: Инфра-М, 2005. – С. 14.

8. Соколов, Я. В Аудит в России XX века / Я.В. Соколов С.М. Бычкова // Аудиторские ведомости. — 2005. — № 4. — С.7-8.

9. Шеремет, А.Д. Аудит: учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 448 с. — ISBN 5-16-002517-0

[1] Камышанов, П.И. Аудит: стандарты и практика / П.И. Камышанов. М.: Джангар, 2002. — С. 7.

[2] Аудит: учебник / Под ред. Р.П. Булыги. М., 2009. – С. 12.

[3] Шеремет, А. Д. Аудит: учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006. – С.12.

[4] Соколов Я.В. Аудит в России XX века // Аудиторские ведомости. 2005. № 4.- С. 7.

[5] Аудит: учебник / Под ред. Р.П. Булыги. М., 2009. – С. 14.

[6] Соколов Я.В. Аудит в России XX века // Аудиторские ведомости. 2005. № 4.- С. 8.

[7] Скобара В.В. Аудит: методология и организация / В.В. Скобара. М.: Инфра-М, 2005. – С. 14.

[8] Крупченко Е.А.,Замыцкова О.И.,Аудит: Учебник,М.,2005г.

[9] Булгакова, Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования / Л.И. Булгакова — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 332 с. — ISBN 5-73072-429-4

Учебная работа. Сущность аудита и аудиторской деятельности 3 № 733