Учебная работа № 1667. Проблемы внеземных цивилизаций

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...

Учебная работа № 1667. Проблемы внеземных цивилизаций

ПРОБЛЕМЫ ВНЕЗЕМНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

2..

Что подразумевается под понятием «проблемы внеземныхцивилизаций»? Характерно, что это понятие употребляетсяразличными авторами в хотя близких, но не всегда тождественныхсмыслах. Одни авторы подразумевают здесь совокупность проблем,связанных с поиском внеземных цивилизаций, другие толькопроблему их существования, третьи проблему установления с нимисвязи и т.д.

Проблемная ситуация в науке возникает как противоречие междуэмпирическим и теоретическим уровнями знания либо междуотдельными составляющими одного из этих уровней. Межуровневыепроблемы можно разделить на два основных типа проблемы сущностии проблемы существования. В первом случае перед нами естьнекоторое явление, которое нуждается в теоретическом объяснении;во втором теоретическое построение, которое должно бытьэмпирически подтверждено. Проблема внеземных цивилизацийотносится к разряду нетипичных проблем. С одной стороны, у наспока нет никаких эмпирических данных о внеземных цивилизациях, сдругой отсутствует и развернутая теоретическая моделькосмической цивилизации, которая в своем «генетическом» аспекте позволила бы оценить «необходимость существования» внеземныхцивилизаций, а в аспекте «актуальном” дать обоснованныерекомендации по их поиску. Внеземные цивилизации на данном этапеизучения проблемы это идеальные объекты, конструируемыенепосредственно в рамках научной картины мира как гипотетическиеэлементы последней. Необходимо отметить, что такая проблемавозникает в науке не первый раз (например некоторые элементарныечастицы). И такие проблемы были успешно разрешены.

Проще говоря на сегодняшний день нет теории внеземнойцивилизации подкрепленной реальными фактами, но и нет фактовкоторые требуют теоретического обоснования. На первый взгляд тутсобственно и нечего разводить дискуссии, нечего создаватьпроблему из ничего. По большому счету это так, но не следуетзабывать, что развитие технических наук не всегда определяетсятолько их потребностями. Проблема внеземных цивилизаций вытекаетиз философских вопросов о множественности жизни во вселенной.Фактически эта проблема появилась после создания Коперником своейтеории о солнечной системе, когда стало ясно, что Венера, Марс…такие же планеты как и Земля. Естественно возник вопрос обобитаемости этих планет. Некоторые утверждали, что ВСЕ планеты извезды обитаемые, другие, что обитаема ТОЛЬКО наша планета.

Рассматривая алгоритм решения подобных проблем вообще,безотносительно к интересующей нас проблеме внеземныхцивилизаций, мы можем изобразить его в виде схемы:

1.Создание исходной гипотетической модели объекта вразвернутом теоретическом виде путем «переноса» уже существующихтеорий аналогичных объектов.

2.Теоретическое решение вопроса о существовании такогообъекта.

3.Теоретическое решение вопроса о том, как можно обнаружитьи изучить объект.

4.Поиск, обнаружение, изучение объекта.

5.Модификация исходной теории с учетом эмпирических данных.

В первом приближении проблема внеземных цивилизаций состоитиз трех проблем: наблюдение (установление местонахождениявнеземной цивилизации, типа планетной системы где она обитает,молекулярная основа инопланетян, их социологическоеустройство…), связь (радиопередачи, радионаблюдения, поискастроинженерных сооружений, космические зонды в нашей солнечнойсистеме…), межзвездные полеты (пилотируемые и беспилотные).Следует отметить, что на сегодняшний день вопрос о существованиивнеземных цивилизациях, их структурах, видах и т.п. подмененвопросом установления связи с ними или по меньшей мереобнаружению следов их деятельности. Поскольку на сегодняшний деньимеется техническая возможность радиосвязи с близлежащимизвездными системами, то практически все исследования посвященылибо непосредственному воплощению идеи связи (поиска) втехническом варианте, либо разработке новых принципов связи(усовершенствованию старых).

Данная работа состоит из трех частей в которыхрассматриваются вопросы: определение понятий «жизнь» и «разум»,возможность посещения Земли инопланетными цивилизациями,различные способы связи с внеземными цивилизациями.

3.Понятие «жизнь» и «разум».

Существует ли разумная жизнь, кроме нашей? Если да, токакая? И где? Другие планеты, измерения, или она рядом, мы видимее каждый день, но не узнаем? Сперва есть смысл определить чтотакое жизнь вообще и разумная жизнь в частности.

Марксисколенинская философия отвечала на этот вопросстрого и определенно: жизнь это способ существования белковойматерии. Однако, говядина в магазине тоже, в определеннойстепени, способ существования белковой материи. Белок и желток вяйце тем более, ибо при определенных условиях из них развиваетсявполне живое и очень шустрое существо цыпленок. Говядина этожизнь? А белок в яйце? Значит, в данных примерах, существующаябелковая материя сама по себе, а жизнь сама по себе.

Попробуем тогда уточнить: жизнь это один из способовсуществования белковой материи.

Яснее не стало. Как ни странно, увеличение строгостиформулировки только размыло границы определяемого явления. Апочему, собственно говоря, это способ существования толькобелковой материи? То, что на земле жизнь имеется только вбелковом виде, вовсе не означает, что небелковой жизни быть неможет. Кстати, а действительно ли на земле жизнь имеется только вбелковом виде? Может вокруг полно разной небелковой жизни, а мыее не замечаем вообще или принимаем за белковую? Может мы вообщеподошли к определению жизни не с той стороны?

Простейший вопрос: человек живое существо? Ответ очевиден:да! Ну а если человек лежит в коме, ничего не видит, не слышит,не чувствует? А если поврежден мозг и человек как личность уже несуществует, а тело еще функционирует?

Медики определяют смерть в два этапа: клиническая ибиологическая. «Во время клинической смерти, длящийся 57 минут,человек уже не дышит, сердце перестает биться, однако необратимыеявления в тканях еще отсутствуют. В этот период, пока еще непроизошло тяжелых нарушений мозга, сердца и легких, организм ещеможно оживить. По истечению 810 минут наступает биологическаясмерть; в этой фазе спасти жизнь уже невозможно “ атлас первоймедицинской помощи.

Внимательно вчитавшись можно заметить, что речь идет толькоо жизни организма, т.е. тела. Ну а разум? Когда он есть, а когдаего нет? Связан ли он с телом? Многие экстрасенсы утверждают, чторазум или духовное тело продолжает жить после смерти физическоготела переходя в другое пространственно временное измерение. Аиндийская философия о переселении душ утверждает, что разум нерождается вместе с рождением физического тела, а переходит в негоиз другого физического тела, совсем не обязательно человеческого.Причем и те и другие приводят множество примеров и доказательствсвоих теорий.

Ну что же такое разум, жизнь и разумная жизнь? Давайтепопробуем так: разумная жизнь это жизнь способная мыслить.Жизнь это свойство организованной материи развиваться иразмножаться, то есть производить себе подобных.

Здесь, однако, есть очень тонкое место: «особым образоморганизованная». Камень в горах это тоже особым образоморганизованная материя, и после несчастного случая (камнепада) онвполне может расколоться и произвести несколько себе подобныхменьшего размера. Но камни не развиваются, поэтому под нашеопределение не подходят. Хотя как не развиваются? Ведь както жеони образуются? Насколько я понимаю к маленькому камню постепеннопреклепляются (приклеиваются, припрессовываются) песчинки или ещеболее мелкие камни. Камень растет и развивается! Камень живой?!

По моему с определением жизни мы безнадежно завязли, давайтелучше перейдем к разуму. Вспомним наше определение: разум этоспособность мыслить. А что значит мыслить?

Мыслить рассуждать, это процесс отражения объективнойреальности в представлениях, понятиях и суждениях.

Представление чувственно наглядный образ явлений внешнегомира. Отличается от восприятия обобщенностью.

Понятие форма мышления, с помощью которой познаются общие,существенные признаки вещей, явлений объективной действительности.

Суждение одна из основных познавательных форм мышления.Суждение есть единый познавательный акт, при помощи которого,посредством утверждения или отрицания, раскрывается наличие илиотсутствие того или иного признака у предмета, явления.

Эти определения я списывал из одного и того же словаря. УВас нет ощущения, что это одно и то же предложение, но только спереставленными местами словами? На этой основе мое определениемышления выглядит так: мышление это процесс представленияобъективной реальности набором признаков и чувственно наглядныхобразов различных вещей и явлений, позволяющих объединятьпоследних в группы (классы, типы, виды). Например все березы вгруппу берез независимо от их размера, местонахождения и т.д. Нов то же время группа берез для художника и столяра будут иметьсвои признаки и образы.

Вот только непонятно почему способность к мышлениюприписывают только человеку? Видимо автор словаря тоже задалсяэтим вопросом, поэтому он в каждом определение добавлял, что этосвойственно только человеку, разумеется не приводя никакихдоказательств. Поскольку я пытаюсь найти как раз разумнуюнечеловеческую жизнь, то я вполне обосновано эти добавленияизъял. Небольшое изменение и… мыслящих существ вокруг насоказывается невероятно много.

Пример 1 : Предмет деревья, моя собака вполне уверенноотличает их от людей или столбов. Наверняка она имеет образыдеревьев и их отличительные признаки. Правда я думаю, что она несможет отличить дуб от березы, но вопервых это только я такдумаю, может на самом деле ей просто все равно какое это именнодерево; а вовторых далеко не все люди способны различить дуб иберезу.

Пример 2 : Явление дождь, моя собака вполне способна егораспознать даже не выходя на улицу, а лишь посмотрев в окно(закрытое) и никогда его не спутает с водой, которую ктото вылилиз ведра с верхнего этажа, или тем более со снегом. Более тогоона способна различать сильный или слабый идет дождь.

Пусть теперь кто ни будь скажет, что моя собака не умеетмылить. Конечно можно возразить, что я неверно выбрал определениемышления, поэтому и получил такой парадоксальный результат. Междупрочим я вполне серьезно считаю, что моя собака умеет думать иумнее многих людей, которых я знаю. Но да ладно, перейдем кдругому определению мышления (уже не моему).

Часто в популярной литературе можно встретить такоеопределение: Мыслить значит создавать прекрасное, произведенияискусства, творить.

Имеются в виду стихи, песни, картины, скульптуры, поэмы,памятники архитектуры и т.п. Но вопервых не так уж много людейзаняты созданием всего этого творчества. Остальные люди видимо,по мнению автора этого определения, просто не умеют мыслить? Авовторых с этой точки зрения весьма интересна часть повестиБориса Романовского «…Авраам, роди Исаака…». Это диалогробота в виде ребенка, который учится в обыкновенной школе и всесчитают его настоящим мальчиком, и его воспитателя человеказнающим, что он робот, но старающимся обучить его (воспитать) какнастоящего ребенка (см. приложение 1).

Не буду утверждать, что я целиком согласен с этой точкойзрения, но какоето рациональное зерно здесь по моему есть. Ведьмногие люди в своей работе только и делают, что повторяют одни ите же операции совершенно не задумываясь над ними. Напримерписатели», вместо того чтобы попытаться сочинить какую либоинтересную книгу, высокоценную в художественном отношении, ониберут примитивный, старый сюжет (например боевик) которыйпользуется большим спросом у малообразованной публики. Человекпросто желает заработать деньги и известность сегодня, а непотом, поскольку великих авторов признают не сразу. Но с другойстороны в работе скажем инженера создающего новый механизмгромадную роль играет интуиция, без которой механизм собратьконечно можно, и он будет работать, но он не будет совершенен.

Так что же такое мышление и разум?

Ученый А.А.Ляпунов предлагает при определении понятия»жизнь» исходить из представлений кибернетики. Вот егоопределение:» жизнь это высоко устойчивое состояние вещества,использующее для выработки сохраняющих реакций информацию,кодируемую состояниями отдельных молекул». Давайте вопервыхразберемся с этим определением более подробно, а вовторых учтемдополнения к определению сделанные И.С.Шкловским.

Состояние любого вещества описывается большим наборомфизико химических характеристик: масса, химический состав,энергия, электрические и магнитные свойства и т.д. С течениемвремени эти характеристики будут каклибо изменяться. Вещества, укоторых усредненные значения характеристик за некий интервалвремени меняются мало по сравнению с другими веществаминазываются устойчивыми. Причиной устойчивости могут быть особенноблагоприятные внешние условия, либо внутренние реакции веществана внешнее воздействие, направленное на сохранение своегосостояния. Реакции такого типа называются «сохраняющими». Именнопоследний тип устойчивости лежит в основе жизнедеятельности всехорганизмов.

Важным свойством сохраняющих реакций является их быстрота.Последняя должна быть хорошо согласована со скоростью внешнихвоздействий на тело, которые, могут меняться в довольно широкихпределах. Это требует гибкости управляющий системы. Для этогосоответственно требуется большой объем памяти.

Размеры материальных носителей информации должны быть оченьмалы. А надежность хранени

Учебная работа № 1667. Проблемы внеземных цивилизаций