Учебная работа № 1629. Изучение элементов современной алгебры, на примере подгрупп симметрических групп, на факультативных занятиях по математике

Учебная работа № 1629. Изучение элементов современной алгебры, на примере подгрупп симметрических групп, на факультативных занятиях по математике

ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Н.Ф. КАТАНОВА

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И МАТЕМАТИКИ

КАФЕДРА МАТЕМАТИКИ И МПМ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 010100 – МАТЕМАТИКА

Изучение элементов современной

алгебры, на примере подгрупп

симметрических групп, на

факультативных занятиях по

математике

Дипломная работа

Студентдипломник _________________________________________

Научный руководитель ______________________________________

Рецензент _________________________________________________

«Допустить к защите»

Зав. кафедрой _________

«___»__________ 2000 г.

Абакан, 2000

…………………………………………………………………………………………………………………………… 04

Глава 1. Подгруппы симметрических групп ………………………………………… 08

1.1. Основные понятия и определения …………………………………………… 09

1.2. Теоремы о подгруппах ……………………………………………………………………… 10

1.3. Знакопеременная группа ………………………………………………………………… 14

1.4. Теорема Лагранжа ………………………………………………………………………………… 15

1.5. Следствия из теоремы Лагранжа ……………………………………………… 18

1.6. Задачи …………………………………………………………………………………………………………… 19

Глава 2. Использование элементов современной алгебры на

факультативных занятиях …………………………………………………………………………… 29

2.1. Элементы современной алгебры, как средство раз

вития абстрактного мышления учащихся старших

классов ……………………………………………………………………………………………………………… 29

2.1.1. Мышление и его развитие ………………………………………………… 29

2.1.2. Особенности формирования мышления в старшем

школьном возрасте …………………………………………………………………………… 31

2.1.3. Необходимость развития мышления старшеклас

сников в процессе обучения …………………………………………………… 33

2.1.4. Развитие абстрактного мышления учащихся

старших классов средствами современной алгебры 34

2.2. Изучение элементов теории групп на факультатив

ных занятиях по математике …………………………………………………………… 37

2.2.1. Роль факультативов в процессе обучения ма

тематике …………………………………………………………………………………………………… 37

2.2.2. Характерные особенности факультативных за

нятий по математике ……………………………………………………………………… 39

2.2.3. Элементы теории групп на факультативных

занятиях …………………………………………………………………………………………………… 42

2.2.3.1. Целесообразность введения элементов

теории групп в программу факультативных

курсов ………………………………………………………………………………………………… 42

2.2.3.2. Программа и содержание занятий факуль

тативного курса «Элементы современной ал

гебры» ………………………………………………………………………………………………… 43

2.3. Организация и результаты экспериментальной ра

боты по внедрению в школьное обучение факульта

тивного курса «Элементы современной алгебры» …………… 53

Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………… 59

Литература ……………………………………………………………………………………………………………………… 60

Приложения ……………………………………………………………………………………………………………………… 63

ВВЕДЕНИЕ

Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека.

В течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы общего образования. Объясняется это уникальностью роли учебного предмета «Математика» в формировании личности. Образовательный и развивающий потенциал математики огромен. В современном обучении математика занимает весьма значительное место.

Изучение основ математики в современных условиях становится все более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения. В настоящее время внимание к школьному математическому образованию усиливается [9], [14].

Содержание школьного курса математики и методика его преподавания – извечный предмет незатихающих и подчас бурных споров. Чему и как учить в школе, повидимому, всегда будет принадлежать к числу вечных проблем, которые постоянно возникают даже после того, как им дано решение, лучшее по сравнению с предыдущим. И это неизбежно, поскольку непрерывно пополняются наши научные знания и подходы к объяснению окружающих нас явлений. Несомненно, что содержание школьного преподавания должно изменяться с процессом науки, несколько отставая от него и давая возможность новым научным идеям и концепциям принять приемлемые в психологическом и методическом отношении формы. Периодическое обновление содержания школьного курса математики – необходимый элемент развития общего образования [1], [4], [19], [20].

Совершенно ясно, что начальное и среднее математическое образование со своими неизменными программами и методами полностью оторвано от современной математической науки, от ее фундаментальных концепций, идей, от ее приложений. Современная школьная программа по математики сложилась в прошлом веке. Она катастрофическим образом отстает от требований современной жизни.

Бурное развитие всех отраслей техники и связанный с этим новый этап в развитии математики как науки начинает настоятельно влиять на школу. Наступило время серьезного пересмотра содержания школьного обучения, причем начать следует с критического анализа материала программы сложившегося в настоящее время школьного курса математики. Нужно отметить, что с точки зрения новых требований в школе наша действующая программа по математике содержит много такого, что не имеет серьезного теоретического и практического значения. В школе уделяется слишком много внимания факторам и методам, не имеющим значения для практической деятельности в любой области [20].

Математика, действительно полезная в настоящее время, это современная математика. Она имеет наибольший шанс быть созвучной умственным запросам современных детей. Поэтому, особенно назрела необходимость внедрения в школьное обучение элементов современной математики.

На наш взгляд, наиболее целесообразным является введение в школьное преподавание элементов современной абстрактной алгебры.

Начавшийся в нашем веке процесс алгебраизации математики не прекращается, а это вызывает упорные попытки введения в школьное математическое образование основных алгебраических понятий. Естественно, что здесь на первый план выдвигается теория групп, вопервых, ввиду той фундаментальной роли, которую группы играют в современной математике, вовторых, ввиду относительной простоты этого понятия. Математическая глубина и необычайно широкая сфера применения теории групп сочетаются с простотой ее основных положений – понятий группы, целый ряд важных теорем можно сформулировать и доказать, обладая начальными представлениями в области теории множеств. Поэтому теория групп как нельзя лучше подходит для того, чтобы показать школьникам образец современной математики [3], [7].

Кроме того, изучение элементов теории групп полезно для школьников, способствует их интеллектуальному росту, проявляющемуся в развитии и обогащении различных сторон их мышления, качеств и черт личности, а также воспитанию у учащихся интереса к математике, к науке.

В связи с этим проблема нашего исследования заключается в разработке и апробации факультативного курса «элементы современной алгебры для учащихся старших классов, обоснование возможности и целесообразности внедрения элементов современной алгебры в школьное математическое образование.

Цель исследования – выявление возможностей введения элементов современной алгебры в программу факультативных курсов для учащихся 910х классов, обоснование целесообразности и доступности данного учебного материала и влияние его на развитие абстрактного мышления школьников.

Объект исследования – элементы современной алгебры в программе факультативных курсов по математике.

Предмет исследования – теория групп на факультативных занятиях и влияние этой теории на развитие абстрактного мышления школьников.

Гипотеза исследования – введение элементов современной алгебры в программу факультативных курсов по математики для учащихся старших классов целесообразно, доступно и способствует развитию абстрактного мышления, если осуществляется систематическая и планомерная работа с учащимися.

В соответствии с целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи :

1)на основе анализа литературы обосновать возможность и целесообразность использования элементов современной алгебры на факультативных занятиях;

2)провести психологопедагогический анализ развития абстрактного мышления учащихся старших классов;

3)разработать в рамках факультативного курса «Элементы современной алгебры» занятия по теме: «Понятие подгруппы. Подгруппы симметрических групп», а также разработать программу небольшого факультативного курса «Элементы теории групп. Симметрические группы»;

4)экспериментально проверить эффективность внедрения в программу факультативных курсов по математике элементов теории групп.

Методы исследования : анализ математической, методической и психологопедагогической литературы по данной теме; отбор учебного материала для использования на факультативных занятиях; осуществление педагогического эксперимента.

Экспериментальная база исследования – национальная гимназия им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан, Республика Хакасия).

Результаты исследования обсуждались на семинарах, доказывались на научнопрактической конференции «Катановские чтения» в апреле 2000 года.

Структура дипломной работы . Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ПОДГРУППЫ СИММЕТРИЧЕСКИХ ГРУПП

В жизни современного общества очень важную роль играет математика. В настоящее время математика находит широкое применение при решении самых разнообразных проблем науки и практики. Особенно велика роль современной математики.

Одной из наиболее важных и быстро развивающихся областей современной математики является абстрактная алгебра.

В центре внимания современной абстрактной математики не только такие алгебраические структуры, как группы, подгруппы, полугруппы, кольца и так далее, ставшие уже классическими, и их далеко идущие обобщения, но и объекты новой природы [27].

Одним из основных разделов современной алгебры является теория групп. Группы – это один из основных типов алгебраических структур.

Понадобилась работа нескольких поколений математиков, занявшая в общей сложности около ста лет, прежде чем идея группы вы кристаллизировалась с ее сегодняшней ясностью.

Теория групп начала оформляться в качестве самостоятельного раздела математики в конце XVIII века. В течение первый десятилетий XIX века она развивалась медленно и практически не привлекала к себе внимания. Но затем, около 1830 года, благодаря работам Галуа и Абеля о разрешимости алгебраических уравнений всего за несколько лет она совершила гигантский скачок, который оказал глубокое влияние на развитие всей математики. С тех пор основные понятия теории групп стали детально исследоваться [3].

В настоящее время теория групп является одной из самых развитых областей алгебры, имеющей многочисленные применения как в самой математике, так и за ее пределами – в топологии, теории функций, кристаллографии, квантовой механике и других областях математики и естествознания.

Понятие группы тесно связано с понятием подгруппы. Слово «подгруппа» означает «группа внутри группы».

Понятие подгруппы является основным в теории групп. Все содержание теории связано в большей или меньшей степени с вопросами о наличии в группе подгрупп с теми или иными специальными свойствами, о группах, которые могут быть вложены в данную группу, о тех или иных свойствах, характеризующих взаимное расположение подгрупп в группе, о способах построения группы по ее подгруппам. Кроме того, с помощью подгрупп можно описать внутреннюю структуру некоторых групп. Выделение тех или иных специальных типов групп также связано преимущественно с понятием подгруппы. Поэтому подгруппы играют особую роль в развитии и применении теории группы [3], [8].

1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Определение : множество перестановок nй степени образует по умножению группу, притом конечную порядка n!. Эта группа называется симметрической группой nй степени и обозначается Sn .

Определение : подмножество Н множества Sn называется подгруппой группы Sn , если оно является группой относительно действия умножения перестановок.

Такие подмножества играют важную роль для изучения строения группы Sn .

Симметрическая группа Sn имеет много разных подгрупп, причем их число очень быстро возрастает с увеличением числа n. Полностью описать все подгруппы группы Sn удается лишь для небольших n, а для n больших изучаются лишь общие свойства таких подгрупп.

Часто подгруппы симметрической группы Sn называют просто группами перестановок. В частности, само множество Sn также является своей подгруппой, то есть группа Sn будет подгруппой самой себя. Кроме того, множество состоящее лишь из одного единичного элемента, также является подгруппой, это вытекает из следующих равенств: E*E=E, E1 =E. Такая подгруппа называется единичной. Для каждой другой подгруппы Н группы Sn выполняется неравенство: 1<|H|<n!.

Единичная подгруппа и вся группа называются несобственными подгруппами, а все остальные подгруппы называются собственными.

В основном нас будут интересовать собственные подгруппы групп.

1.2. ТЕОРЕМЫ О ПОДГРУППАХ

Для каждого подмножества множества Sn , которое является подгруппой, должны выполняться все требования определения группы. Но проверять все эти требования не нужно, так как справедлива следующая теорема о подгруппах.

Теорема : подмножество Н группы Sn , которое содержит по меньшей мере одну перестановку, является подгруппой группы Sn тогда и только тогда, когда:

1)вместе с каждыми двумя элементами в него входит их произведение ;

2)если , то .

Доказательство.

Необходимость.

Действительно, если Н – подгруппа группы Sn , то она замкнута относительно действия упражнения перестановок, которые принадлежат Н, то есть выполняется условие 1). Каждый элемент из Н имеет обратный, следовательно, выполняется условие 2).

Достаточность.

Пусть для множества Н перестановок выполняются условия 1) и 2). Проверим, имеет ли множество Н все свойства группы. Условие 1) означает, что множество Н замкнуто относительно действия умножения своих элементов следовательно, выполняются первое требование определения группы. Ассоциативность действия умножения перестановок Н имеет место, так как умножение произвольных перестановок (в частности, и тех, которые принадлежат Н) имеет такое свойство. Тождественная перестановка также должна принадлежать множеству Н. Действительно, Н содержит хоть одну перестановку, например , а тогда Н принадлежит по условию 2) и перестановка . Поэтому по условию 1) Н принадлежит перестановка . Наконец, условие 2) показывает, что каждый элемент из Н имеет обратный, который также принадлежит Н. Следовательно, Н является подгруппой группы Sn .

Теорема доказана.

Пример 1.

Пусть Н – множество перестановок , , , .

Проверим, является ли Н подгруппой группы S4 .

Имеем: , следовательно, для множества Н выполняется условие 2) только что доказанной теоремы. Проверим выполнение условия 1) теоремы.

Учебная работа № 1629. Изучение элементов современной алгебры, на примере подгрупп симметрических групп, на факультативных занятиях по математике

Яндекс.Метрика