Учебная работа № 1448. Элементарные частицы. Античастицы, взаимные превращения частиц

Горохов А.В.

Одним из самых важных результатов в физике высоких энергий является открытие античастиц. Первая античастица позитрон теоретически предсказан и открыт в начале 30 годов. Он имеет точно такую же массу и абсолютную величину заряда, как и электрон, но знак заряда позитрона противоположен знаку заряда электрона. Электрон и позитрон обозначают соответственно e и e+.

В вакууме позитрон так же стабилен как и электрон, однако при встрече электрона и позитрона происходит их аннигиляция, превращение в g кванты. При аннигиляции испускается, как првило, два или три фотона.

e+ + e >g+ g, e+ + e > g+ g+ g.

На ускорителях наблюдается также реакция, обратная аннигиляции электрона и позитрона.

При столкновении двух g квантов рождается пара «электрон + позитрон».

g+ g>e+ + e.

Подобных процессы с высокой точностью рассчитываются в рамках квантовой теории поля объединяющей квантовую механику и теорию относительности.

Вслед за позитроном были открыты и другие античастицы. В середине 50х годов на ускорителях были созданы антипротон и антинейтрон, а затем даже антиядра, а в самое последнее время и антиатомы. Как правило, античастицы обозначаются теми же буквами, что и соответствующие частицы, но над буквой ставиться черточка (или тильда). Например, [`(p)] антипротон, [`(n)] антинейтрино и т.п.

Масса каждой частицы строго равна массе соответствующей античастицы, а знаки их зарядов противоположны. Мысленная операция замены «частица > античастица» называется зарядовым сопряжением. При этой операции фотон, который не несет какоголибо заряда, переходит сам в себя. Фотон принадлежит к сравнительно редкомку типу истинно нейтральных частиц, не имеющих зарядовых двойников.

Типы частиц, фундаментальные взаимодействия

Все элементарные частицы в зависимости от спина делятся на фермионы, если спин полуцелый (в единицах (h/2p)), и бозоны, если спин целый.

Кроме того, в зависимости от типов взаимодействий, которым подвержены частицы, различают два семейства: адроны частицы как с целым, так и полуцелым спином, участвующие во всех фундаментальных взаимодействиях, и лептоны частицы с полуцелым спином, которые участвуют во всех взаимодействиях, за исключением сильного.

В настоящее время известны четыре фундаментальных типа взаимодействий:

гравитационное, слабое, электромагнитное и сильное.

Слабое взаимодействие отвечает, например, за бетараспады ядер, электромагнитное связывает электрон и протон в атоме водорода, а сильное взаимодействие нуклоны в атомных ядрах. С современной точки зрения внутриядерное взаимодействие не является истинно фундаментальным, а устроено наподобие т.н. «химических» сил, которые являются следствием сложной игры кулоновского (электромагнитного) взаимодействия и принципа запрета Паули.

Адроны с целым спином называют мезонами, с полуцелым барионами Известно несколько сотен адронов. Большинство их крайне нестабильны это т.н. резонансы: они распадаются на более легкие частицы посредством сильного взаимодействия. Типичное время жизни резонансов ~ 1021 с.

Квазистабильные адроны живут гораздо дольше и распадаются посредством слабого и электромагнитного взаимодействий. Конечными продуктами распадов квазистабильных мезонов являются более легкие мезоны, лептоны и фотоны, а также, если распадающиеся мезоны достаточно массивны, то пары «барион + антибарион».

Самые легкие барионы (протон и нейтрон) называются нуклонами. Более тяжелые квазистабильные барионы (L , S, X, W,… ) называют гиперонами. Конечными продуктами распадов гиперонов являются лептоны, мезоны, фотоны и обязательно нуклон.

Из протонов и нейтронов состоят атомные ядра, остальные адроны не входят в состав окружающего нас стабильного вещества, они рождаются при столкновениях частиц, обладающих высокими энергиями. Согласно современным представлениям все адроны не являются истинно элементарными частицами. Все они состоят из кварков и глюонов.

В отличие от адронов лептоны истинно элементарные частицы (по крайней мере в рамках т.н. стандартной модели). Известны три заряженных лептона: электрон e, мюон m и таулептон t и три нейтральных: электронное нейтрино ne, мюонное нейтрино mn и таунейтрино nt. У каждой из этих частиц имеется соответствующая античастица. Мюон и t лептон распадаются за счет слабого взаимодействия, а электрон стабилен.

В слабых распадах каждый из заряженных лептонов рождается в сопровождении соего антинейтрино. В электромагнитных взаимодействиях рождаются пары заряженных лептонов: e+e, m+m , t+t.

Эти закономерности удается объяснить, если предположить, что все лептоны обладают своего рода лептонным «зарядом», равным +1 для лептонов и 1 для антилептонов. Во всех наблюдавшихя процессах лептонный заряд сохраняется.

Предсказаны процессы, в которых ожидается несохранение лептонного заряда: распад протона, двойной бетараспад, нейтринные осцилляции.

(Нейтринные осцилляции предсказаны в середине 50х Б. Понтекорво для обяснения наблюдающегося дефицита солнечных (электронных) нейтрино. (Будучи испущенным на Солнце, электронное нейтрино с заметной вероятностью превращается по пути на Землю в мюонное и не регистрируется детектором, настроенным на ne. Летом 1998 г. процесс нейтринной осцилляции был обнаружен в лабораторных условиях).

С середины 70х годов общепринятым стал подход т.н. калибровочных теорий поля, в которых все взаимодействия рассматриваются по аналогии с электродинамикой. На основе теории Глэшоу Вайнберга Салама было предсказано, что слабое взаимодействие осуществляется за счет обмена W и Z бозонами квантами поля слабого взаимодействия. Для того, чтобы это взаимодействие было слабым и короткодействующим, нужно, чтобы масса этих промежуточных бозонов была очень большой ~ 100 ГэВ. Эти частицы были обнаружены в 1983 г. на протон антипроном коллайдере В Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН). Оказалось, что при энергиях ~ 100 ГэВ электромагнитное и слабое взаимодействие перестают быть различными и объединяются в единое электрослабое взаимодействие.