Учебная работа № 1135. Морфологический анализ цветных (спектрозональных) изображений
Пытьев Ю.П.
Московский государственный университет, Москва, Россия
1.
Хорошо известно, что изображения одной и той же сцены, полученные при различных условиях освещения и(или) измененных [1] оптических свойствах объектов могут отличаться радикально. Это обстоятельство порождает значительные трудности в прикладных задачах анализа и интерпретации изображений реальных сцен, в которых решение должно не зависеть от условий регистрации изображений. Речь идет, например, о задачах выделения неизвестного объекта на фоне известной местности, известного объекта на произвольном фоне при неконтролируемых условиях освещения, о задаче совмещения изображенний одной и той же сцены, полученных в различных спектральных диапазонах и т.д.
Методы морфологического анализа, разработанные более десяти лет тому назад, [15], для решения перечисленных задач, были в основном ориентированы для применения к чернобелым изображениям [2] и оказались достаточно эффективными, [511].
Между тем, по меньшей мере два обстоятельства указывают на целесообразность разработки морфологических методов анализа цветных изображений. Вопервых, в задаче обнаружения и выделения объекта последний, как правило, прежде всего цветом отличается от фона. Вовторых, описание формы изображения в терминах цвета позволит практически устранить эффект теней и влияние неопределенности в пространственном распределении интенсивности спектрально однородного освещения.
2. Цвет и яркость спектозонального изображения.
Рассмотрим некоторые аспекты теории цвета так называемых многоспектральных (спектрозональных, [13]) изображений, аналогичной классической колориметрии [12]. Будем считать заданными n детекторов излучения со спектральными чувствительностями j =1,2,…,n , где l (0,Ґ) длина волны излучения. Их выходные сигналы, отвечающие потоку излучения со спектральной плотностью e (l )0, lО (0,Ґ), далее называемой излучением, образуют вектор , w (Ч)=. Определим суммарную спектральную чувствительность детекторов , lО (0,Ґ), и соответствующий суммарный сигнал назовем яркостью излучения e (Ч). Вектор назовем цветом излучения e (Ч). Если цвет e (Ч) и само излучение назовем черным . Поскольку равенства и эквивалентны, равенство имеет смысл и для черного цвета, причем в этом случае произвольный вектор, яркость оторого равна единице. Излучение e (Ч) назовем белым и его цвет обозначим
Векторы
Далее предполагается, что всякое излучение
Если
Отсюда следует
Лемма 1. Яркость fe и цвет j e любой аддитивной смеси e (Ч) излучений e1 (Ч),…,em (Ч) , m=1,2,… определяются яркостями и цветами слагаемых .
Подчеркнем, что равенство
Далее предполагается, что вектор w (Ч) таков, что в E можно указать базовые излучения