Учебная работа № 2308. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России 2

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа № 2308. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России 2

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия

им. В.Р. Филиппова

Экономический факультет

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Курсовая работа

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России

Выполнила:

Проверила:

Улан-Удэ

2010 г.

Содержание

…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Характеристика первого уровня нормативного регулирования отчётности в РФ …………………………………………………………………..5

1.1 Основные положения ФЗ «О бухгалтерском учёте» ………..………5

1.2. Краткая характеристика постановления Правительства РФ «О программе реформирования бухгалтерского учёта» ……..…….……… 6

Глава 2. Характеристика второго уровня нормативного регулирования отчётности в РФ …………………………………………………………………10

2.1. Общая характеристика Положений (стандартов) по бухгалтерскому учёту в РФ. ………………………………………………………………..10

2.2. Краткая характеристика Плана счетов бухгалтерского учёта…. …13

Глава 3. Характеристика документов рекомендательного характера, регулирующих сферу бухгалтерского учёта…………………….…………….15

Глава 4. Внутренние документы предприятия, как источники, определяющие особенности ведения организации учёта и отчётности………………………17

Заключение……………………………………………………………………… 27

Список литературы ……………………………………………………………..29

.

В целях создания национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и приведения ее в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 283 была принята Программа реформирования системы бухгалтерского учета.
В качестве основных направлений Программы реформирования системы бухгалтерского учета были предусмотрены:
— совершенствование нормативного правового регулирования;
— формирование нормативной базы (стандартов);
— методическое обеспечение (разработка методических указаний, рекомендаций и т.п.).
Ключевым элементом реформирования системы бухгалтерского учета является разработка новых и уточнение ранее утвержденных Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и внедрение их в практику.
В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета включает в себя документы четырех уровней:
I уровень системы — Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и иные федеральные законы, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;
II уровень системы — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, требования к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности, методологические основы организации учета различных видов активов и др.;
III уровень системы — методические указания (типовые указания и рекомендации) по ведению учета, позволяющие подробно раскрыть конкретные способы и правила ведения бухгалтерского учета применительно к соответствующим ПБУ, другие аналогичные документы (например, План счетов бухгалтерского учета, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов и т.д.);
IV уровень системы — рабочие документы конкретной организации (учетная политика организации, рабочий план счетов и т.д.).

Цель написания работы – рассмотрение нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

Исходными данными примера являлась учётная политика ОАО «БНП».

Глава 1. Характеристика первого уровня нормативного регулирования отчётности в РФ.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.XII.95 г.

№ 222-ФЗ, «О государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 14.VI.95 г. №88-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.XII.95 г.

№208-ФЗ. Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.III.98 г. №283 и др.

1.1 Основные положения ФЗ «О бухгалтерском учёте».

21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.

Закон «О бухгалтерском учете» состоит из трех разделов и 19 статей.

В первом разделе «Общие положения» дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия. Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

Во втором разделе «Основные правила ведения бухгалтерского учета» изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

1.2 Краткая характеристика постановления Правительства РФ «О программе реформирования бухгалтерского учёта».

I. Цель и задачи перехода на международные стандарты финансовой отчетности.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Задачи реформы заключаются в следующем:

сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

II. Основные направления реформы

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:

· совершенствование нормативного правового регулирования;

· формирование нормативной базы (стандарты);

· методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

· кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

· международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

При этом будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России.

В целях обеспечения поставленных задач предлагается:

· подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты.

· пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;

· пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;

· ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров будет соответствовать государственным образовательным стандартам и должна содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.

Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества, как с соответствующими специализированными международными организациями, так и с национальными. Будет осуществлен переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной работе со следующими организациями: 1)Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, 2)Международной федерацией бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету

3) Комитета по торговле и развитию ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития и др.

Глава 2 . Характеристика второго уровня нормативного регулирования отчётности в РФ.

Второй уровень — учётный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учёта и оценки определённого объекта или их совокупности. Учётные стандарты (в отечественном бухгалтерском учёте – положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учёте. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учёту и отчётности.

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.

2.1. Общая характеристика Положений (стандартов) по бухгалтерскому учёту в РФ.

В 1998 году Правительство РФ утвердило программу реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности. Эта программа наметила основные направления совершенствования российской системы бухгалтерского учёта. Среди них формирование нормативной базы, методическое обеспечение (инструкции, указания и рекомендации, комментарии), совершенствование нормативно-правового регулирования, подготовка и повышение квалификации специалистов по бухгалтерскому учёту, международное сотрудничество.

В рамках указанной программы Минфин России разработал национальные стандарты или как их принято называть положения по бухгалтерскому учёту. ПБУ устанавливают основные правила по организации и ведению бухгалтерского учёта имуществ и обязательств.

Положение по бухгалтерскому учёту обычно включает следующие элементы:

· название и номер ПБУ;

· общие положения (указываются сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учёта);

· определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учёта);

· оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

· порядок учёта (описывается порядок учёта наличия и изменения соответствующего объекта учёта);

· раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учётной политике и в бухгалтерской отчётности).

В настоящее время действуют двадцать ПБУ:

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»

ПБУ 1/98 (приказ Министерства финансов РФ от 9.12.1998 г. №60н).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на

капитальное строительство» ПБУ 2/94 (приказ Министерства финансов РФ от

20.12.1999г.№167).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств,

стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 (приказ

Министерства финансов РФ от 10.01.2000 г. № 2н).
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств,

стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 (приказ

Министерства финансов РФ от 10.01.2000 г. № 2н).
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность

организации» ПБУ 4/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.07.1999 г.

№ 43н)

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально

производственных запасов» ПБУ 5/01 (приказ Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (приказ Министерства финансов РФ от 30.03.2001 г. № 26н).
Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98 (приказ Министерства финансов РФ от 25.11.98 г. № 56н).
Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01 (приказ Министерства финансов РФ от 28.11.2001 г. №96н).
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 32н).
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № ЗЗн).
Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000 (приказ Министерства финансов РФ от 13.01.2000 г. №5н).
Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 (приказ Министерства финансов РФ от 27.01.2000 г. №11н).
Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (приказ Министерства финансов РФ от 16.10.2000 г. № 92н).
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (приказ Министерства финансов РФ от 16.10.2000 г. №91н).
Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01 (приказ Министерства финансов РФ от 02.08.2001 г. № 60н).
Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2002 г. № 66н).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно — исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02 (приказ Министерства финансов РФ от 19.11.2002 г. № 115н).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (приказ Министерства финансов РФ от 19.11.2002 г. №114н).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 (приказ Министерства финансов РФ от 10.12.2002 г. № 126н).
Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03 (приказ Министерства финансов РФ от 24.11.2003 г. №105н).
Представленные выше документы II уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета условно можно разделить на 3 группы:
— первая группа — включает в себя ПБУ, раскрывающие правила учета активов и обязательств организации (ПБУ 3/2000, ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2000, ПБУ 15/01, ПБУ 17/02, ПБУ 19/02);
— вторая группа — включает в себя ПБУ, раскрывающие правила учета финансовых результатов организации (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 2/94, ПБУ 13/2000, ПБУ 18/02);
— третья группа — включает в себя ПБУ, раскрывающие правила формирования бухгалтерской отчетности и информации об организации, приводимой в бухгалтерской отчетности (ПБУ 1/98, ПБУ 4/98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/01, ПБУ 11/2000, ПБУ 12/2000, ПБУ 16/02, ПБУ 20/03).

Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.

Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учёта соответствующих объектов.

2.2. Краткая характеристика Плана счетов бухгалтерского учёта.

Согласно Закону «О бухгалтерском учете» (Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23 июля 1998г. № 123-ФЗ), при принятии учетной политики организация должна утвердить рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Пункт 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации гласит: «Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операции (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации».

Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержит применяемый в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета.

Рабочие планы счетов организации сферы материального производства содержат, как правило, счета из всех разделов типового Плана счетов:

1.Внеоборотные активы;

2.Производственные запасы

3.Затраты на производство;

4.Готовая продукция и товары;

5.Денежные средства

6.Расчеты

7.Капитал;

8.Финансовые результаты;

Забалансовые счета.

В рабочие планы счетов организации в зависимости от осуществляемых ими видов деятельности и производственной структуры включают определенные типы специфических счетов.

Глава 3. Характеристика документов рекомендательного характера, регулирующих сферу бухгалтерского учёта.

Методические рекомендации и инструкции (3-й уровень) призваны конкретизировать учётные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).

Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000г. N 94н, где определяется порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Так же особое место занимают Закон о бухгалтерском учёте, Положения о бухгалтерском учёте и отчётности 1992, 1994 и 1998 гг.и положение «Учётная политика организации» (1994 и 1998 гг.). Они предоставили организациям право выбора вариантов учёта и оценки соответствующих объектов (оценки готовой продукции, товаров и другого имущества, учёта затрат на производство продукции, выпуска продукции, её реализации и др.) в соответствии с установленной организацией учётной политикой.

Положения о бухгалтерском учёте и отчётности, ввиду его значимости подвергается постоянной переработке. В дальнейшем в Положения вносятся изменения и дополнения. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.

Положение включает шесть разделов.

В разд. I «Общие положения» определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации и др. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа по учетной политике.

В разд. II «Основные правила ведения бухгалтерского учета» изложены требования к ведению бухгалтерского учета.

В разд. III «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности.

В разд. IV «Порядок представления бухгалтерской отчетности» указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.

В разд. V «Основные правила составления сводной отчетности» излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

В разд. VI «Хранение документов» определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

Глава 4. Внутренние документы предприятия, как источники, определяющие особенности ведения организации учёта и отчётности.

Рабочие документы самого предприятия (4-й уровень) определяют особенности организации и ведения учёта в нём.

В состав рабочих документов входят положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов, и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота.

Основные рабочие документы организации:

· документ по учётной политике предприятия;

· утверждённые руководителем формы первичных учётных документов;

· графики документооборота;

· утверждённый руководителем План счетов бухгалтерского учёта;

· утверждённые руководителем формы внутренней отчётности.

ПРИМЕР из одного вида документов предприятия .

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОАО «БНП»

Утверждена приказом ОАО «БНП» от 31.12.2002 № 147, изменена и дополнена Приказами ОАО «БНП» 31.12.2003 № 113, от 31.12.2004 № 124

Раздел «Способы ведения бухгалтерского учета»

1. Учет основных средств

1.1. Срок полезного использования основных средств определять исходя из Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 г. №359 и Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1, а также в соответствии с регламентом по определению срока полезного использования основных средств и нематериальных активов. Код согласно Общероссийскому классификатору и срок полезного использования объектов основных средств устанавливать по представлению технических специалистов подразделений, непосредственно занимающихся эксплуатацией соответствующего вида основных средств на основании технических условий (другой технической документации данного объекта). Ответственность за правильность присвоения кода ОКОФ и установления срока полезного использования возложить на комиссию по приемке основных средств. Для определения срока использования приобретенного основного средства, бывшего в эксплуатации, использовать данные о фактическом сроке использования у предыдущих собственников.

1.2. Переоценку основных средств производить в порядке и сроки, определяемые отдельным приказом.

1.3. В бухгалтерском учете обеспечить раздельный учет затрат, включаемых в первоначальную стоимость объектов амортизируемого имущества по правилам бухгалтерского учета, и затрат, не участвующих в формировании первоначальной стоимости объектов амортизируемого имущества по правилам налогового учета:

— процентов по заемным средствам;

— платежей за регистрацию прав на недвижимое имущество,

— платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплаты услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости;

— суммовых разниц;

— налогов и сборов.

1.3.1. Объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и которые фактически эксплуатируются, до момента регистрации права собственности учитывать обособленно на счете 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

(пункт 1.3.1. внесен Приказом от 31.12.2003 № 113, изложен в редакции Приказа от 31.12.2004 № 124)

1.4. Начисление амортизации по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 01.01.2002 г., производить линейным способом по нормам, установленным Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. №1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление фондов народного хозяйства СССР», по объектам основных средств, введенных в эксплуатацию начиная с 01.01.2002 г., — по нормам, исчисленным исходя из сроков полезного использования, установленных Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», а также в соответствии с утвержденным ОАО «БНП» регламентом по определению срока полезного использования основных средств и нематериальных активов, применению специальных коэффициентов к нормам амортизации.

1.5. Малоценные основные средства стоимостью не более 10000 рублей полностью списывать на затраты производства по мере их отпуска в производство или эксплуатацию на основании документов, оформляющих передачу таких объектов в производство или эксплуатацию. Для контроля сохранности находящихся в производстве или эксплуатации малоценных основных средств вести их забалансовый учет.

1.6. Приобретенные книги, брошюры и т. п. издания списывать на общехозяйственные расходы по мере отпуска их в эксплуатацию. Структурным подразделениям обеспечить сохранность указанных объектов.

1.7. Постоянно действующей комиссии по принятию к учету и списанию основных средств, создаваемой приказом по Компании, определять целесообразность и непригодность объектов основных средств, срок полезного использования которых не истек, к дальнейшему использованию, невозможность или неэффективность их восстановления с учетом экспертных заключений специализированных ремонтных мастерских, либо других независимых экспертов, имеющих необходимую для этого квалификацию. Указанной комиссии оформлять документацию на списание объектов.

1.8. Ремонтный фонд не создавать.

1.9. Текущие затраты по содержанию законсервированных производственных объектов основных средств включать в состав внереализационных расходов. Подготовительные затраты, произведенные для этих целей, учитывать как «Расходы будущих периодов» и относить в состав внереализационных расходов единовременно при переводе объектов на консервацию.

1.10 Учет затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств осуществляется следующим образом.

Если в результате работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств произошло улучшение (повышение) его первоначально принятых нормативных показателей функционирования, затраты на проведение данных работ увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств за исключением случая, указанного в абзаце 3 настоящего подпункта.

Если в результате проведенных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации у объекта основных средств появляются составные части, которые отвечают критериям инвентарного объекта, то такие части учитываются как отдельные инвентарные объекты, а затраты на проведение указанных работ формируют их первоначальную стоимость.

(пункт 1.10 внесен Приказом от 31.12.2004 № 124)

2. Учет нематериальных активов

2.1. Начисление амортизации по нематериальным активам производить линейным способом.

2.2. Определение срока полезного использования нематериальных активов производить в соответствии с установленным регламентом определения срока полезного использования основных средств и нематериальных активов.

2.3. Отражать амортизацию нематериальных активов способом накопления соответствующих сумм на отдельном счете «Амортизация нематериальных активов».

3. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

3.1. Списание расходов по каждой выполненной работе (по каждой НИР, ОКР и ТР) производить линейным способом.

(пункт 3.1. изложен в редакции Приказа от 31.12.2004 № 124)

3.2. Ожидаемый срок использования результатов работ определять по данным технических подразделений обществ на основании справки о расходах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИР, ОКР и ТР).

(пункт 3.2. изложен в редакции Приказа от 31.12.2004 № 124)

4. Учет материально-производственных запасов (материалов, товаров, готовой продукции)

4.1. Материально-производственные запасы отражать в бухгалтерском учете в соответствии с их распределением по видам:

4.1.1. материально-производственные запасы, используемые при производстве продукции, работ, услуг, а также для управленческих нужд;

4.1.2. готовая продукция;

4.1.3. товары.

4.2. Материально-производственные запасы, в том числе неотфактурованные поставки, принимать к учету по договорным ценам»

(пункт 4.3. изложен в редакции Приказа от 31.12.2003 № 113)

4.3. Учет всех транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением материалов, организовать по отдельной аналитической позиции к счету «Материалы», за исключением расходов по содержанию заготовительно-складского аппарата, которые относить на затраты на производство.

Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением оборудования к установке, учитывать по отдельной аналитической позиции к счету «Оборудование к установке», за исключением расходов по содержанию заготовительно-складского аппарата, которые относить на затраты на производство.

(пункт 4.3. изложен в редакции Приказа от 31.12.2003 № 113)

4.4. (пункт 4.4. исключен Приказом от 31.12.2003 № 113)

4.5. Списание ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной (договорной) стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной (договорной) стоимости. Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании ТЗР на увеличение (удорожание) учетной (договорной) стоимости, израсходованных материалов.

Списание транспортно-заготовительных расходов по расчетному проценту производится в той же корреспонденции и по тем же аналитическим позициям, по которым были сделаны проводки по кредиту счета 10 в договорных ценах.

Аналогичным образом производится списание транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением оборудования к установке.

(абзацы второй и третий пункта 4.5. внесены Приказом от 31.12.2003 № 113)

4.6. При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценку определять по средней себестоимости, а товаров, кроме квартир, — по способу ЛИФО. При выбытии квартир их оценку производить по себестоимости единицы.

(пункт 4.6. изложен в редакции Приказа от 31.12.2004 № 124)

4.7. Применение способа оценки фактической себестоимости материалов, отпущенных в производство или списанных на иные цели, осуществлять путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

Расчет среднемесячной фактической себестоимости материалов, отпущенных в производство или списанных на иные цели, осуществлять по следующей формуле:

S сред. = (S н.м. + S пост.)/(К н.м. + К пост.), где

S сред. — среднемесячная фактическая себестоимость;

S н.м. — стоимость материалов на начало месяца;

S пост. — стоимость материалов, поступивших до момента отпуска материалов;

К н.м. — количество материалов на начало месяца;

К пост. — количество материалов, поступивших до момента отпуска материалов

(пункт 4.7. изложен в редакции Приказа от 31.12.2003 № 113, абзацы второй – восьмой пункта 4.7 внесены Приказом от 31.12.2004 № 124)

4.7.1. При отпуске материалов на давальческой основе в строительство или на капитальный ремонт оценку производить по себестоимости каждой единицы запасов (по договорной цене), указанной в партии, до полного выбытия каждого материала по каждой партии. Под партией в целях принятия к учету на субсчетах «Строительные материалы», «Материалы на давальческой основе для кап. строительства», «Материалы на давальческой основе для кап. ремонта» счета 10 понимаются материалы одного наименования, одной марки, объединенные одним счетом-фактурой.

(пункт 4.7.1. внесен Приказом от 31.12.2003 № 113)

4.8. При осуществлении розничной торговли производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок). Вести аналитический учет движения товаров в количественном и стоимостном выражении по местам их нахождения.

4.9. Стоимость специальной оснастки и специальной одежды погашать линейным способом.

4.10. Стоимость специальной одежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает одного года, единовременно списывать на текущие расходы (в дебет соответствующих счетов учета затрат на производство), в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам ОАО (ЗАО, ООО).

4.11. Для обеспечения контроля за сохранностью специальной оснастки учитывать ее стоимость при передаче со складов (иных мест хранения) в эксплуатацию на забалансовом счете «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию».

5. Учет финансовых вложений

5.1. Дополнительные затраты на приобретение ценных бумаг (затраты, осуществляемые помимо сумм, уплачиваемых в соответствии с договором продавцу) полностью признаются в составе их первоначальной стоимости.

Единицей бухгалтерского учета финансовых вложений считать:

— акцию;

— пай;

— облигацию;

— вексель;

— сертификат;

— варрант;

— предоставленный займ;

— депозитный вклад;

— дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования;

— вклад по договору простого товарищества (при условии получения от этого вклада экономических выгод).

В отношении ОВГВЗ установить следующие единицы учета:

— по облигациям, приобретаемым в документарной форме — облигация,

— в бездокументарной форме — серия, транш (при наличии данных).

(абзацы второй – пятнадцатый пункта 5.1. внесены Приказом от 31.12.2004 № 124)

5.2. Корректировку оценки финансовых вложений, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, производить ежеквартально. Передачу сведений о текущей рыночной стоимости финансовых вложений на основании котировок организованных рынков ценных бумаг возложить на отдел управления собственностью, ценными бумагами и работы с АО.

5.3. По долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода относить на финансовые результаты.

5.4. При выбытии финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, определять их стоимость по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений.

5.5. Перевод долгосрочных вложений в краткосрочные осуществлять в момент, когда по условиям договора и условиям выпуска до погашения финансового вложения остается 365 дней. Финансовые вложения, не имеющие даты погашения (например, вклады в уставные капиталы), квалифицируются как долгосрочные.

(пункт 5.5. внесен Приказом от 31.12.2004 № 124)

6. Учет кредитов и займов

6.1. Осуществлять перевод долгосрочной задолженности по заемным средствам в краткосрочную в момент, когда по условиям договора до возврата основной суммы долга остается 365 дней.

6.2. Дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, учитывать как расходы в том отчетном периоде, в котором они были произведены.

7. Учет доходов

7.1. Доходами от обычных видов деятельности признавать выручку от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с оказанием услуг (выполнением работ) при условии, что производство и продажа продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг осуществляются Компанией систематически (постоянно).

7.2. Все остальные доходы признавать прочими доходами.

7.3. Обеспечить отдельный учет доходов в разрезе видов деятельности. Виды деятельности приведены в Приложении № 1.2 (не приводится). Перечень является открытым и может изменяться и дополняться, что должно быть утверждено приказом по ОАО «БНП».

(пункт 7.3. изложен в редакции Приказа от 31.12.2004 № 124)

7.4. Аналитический учет расчетов по доходам по видам деятельности осуществлять в российских рублях и в валюте, в которой установлены тарифы (для тарифов, установленных в валюте, отличной от рублей).

(пункт 7.4. изложен в редакции Приказа от 31.12.2004 № 124)

7.5. Организация аналитического учета поступлений на счетах учета денежных средств должна обеспечить сопоставимость аналитических признаков бухгалтерского учета с аналитикой управленческого учета.

(пункт 7.5. внесен Приказом от 31.12.2004 № 124)

8. Учет затрат на производство и реализацию в целях бухгалтерского учета

8.1. Расходами по обычным видам деятельности признавать расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг при условии, что производство и продажа продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг носят систематический (постоянный) характер.

8.2. Все остальные расходы признавать прочими расходами.

8.3. Для целей формирования финансового результата в бухгалтерском учете признавать полностью в себестоимости проданных товаров, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности коммерческие и управленческие расходы отчетного года, связанные с продажей продукции, работ, услуг, издержки обращения по торговой и посреднической деятельности.

8.4. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (расходы будущих периодов) списывать равномерно в течение периода, к которому они относятся.

8.4.1. Расходы, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества продукции, изменением дизайна продукции и других эксплуатационных свойств, осуществляемых в ходе производственного (технологического) процесса, признавать относящимися к тому отчетному периоду, в котором они имели место.

(пункт 8.4.1. внесен Приказом от 31.12.2003 № 113)

8.5. Стоимость приобретенных прав на использование программ для ЭВМ (программных продуктов) при отсутствии исключительных прав, а также лицензий учитывать на счете «Расходы будущих периодов» и равномерно списывать независимо от результатов деятельности исходя из срока полезного использования на программные продукты, определенного в соответствии с регламентом «Порядок определения срока полезного использования программных продуктов, результатов консультационных, информационно-технологических работ (услуг), связанных с программными продуктами», на лицензии — согласно сроку их действия

(пункт 8.5. изложен в редакции Приказа от 31.12.2003 № 113)

8.6. Незавершенное производство оценивать по прямым затратам.

8.7. Создавать резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждения по итогам работы за год путем ежемесячного отчисления в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на выплату вознаграждения, включая сумму единого социального налога с этих расходов. Процент отчислений в указанный резерв определять как отношение годовой предполагаемой суммы расходов на выплату вознаграждения к годовому размеру расходов на оплату труда.

Предполагаемую сумму вознаграждения по итогам работы за год рассчитывать исходя из суммы должностных окладов работников согласно действующему штатному расписанию Компании, годового прогнозируемого индекса роста потребительских цен, доведенного Минэкономразвития России, усредненного стажевого коэффициента 3, а также размера вознаграждения руководящих работников ОАО «БНП» (президент, первый вице-президент, вице-президенты, главный бухгалтер), определяемого трудовым договором.

(пункт 8.7. изложен в редакции Приказа от 31.12.2003 № 113)

8.8. Резерв на оплату отпусков не создавать.

8.9. Обеспечить отдельный учет расходов в разрезе видов деятельности. Виды деятельности приведены в Приложении № 1.2 (не приводится). Перечень является открытым и может изменяться и дополняться, что должно быть утверждено приказом по ОАО «БНП».

(пункт 8.9. изложен в редакции Приказа от 31.12.2004 № 124)

8.10. Учет затрат на производство группировать в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

— Материальные затраты;

— Затраты на оплату труда;

— Единый социальный налог;

— Амортизация;

— Прочие затраты.

8.11. Организация аналитического учета платежей на счетах учета денежных средств должна обеспечить сопоставимость аналитических признаков бухгалтерского учета с аналитикой управленческого учета.

(пункт 8.11. изложен в редакции Приказа от 31.12.2004 № 124)

8.12. Для целей исчисления отложенного налога на прибыль информация о постоянных и временных разницах формируется в специальных регистрах по отложенному налогу на прибыль.

(пункт 8.12. изложен в редакции Приказа от 31.12.2003 № 113)

8.13 Затраты, образующие себестоимость продукции, группировать в следующих разрезах:

— объекты калькулирования — виды предоставляемых услуг, работ, продукции, тарифов;

— элементы затрат;

— статьи затрат.

(пункт 8.13. внесен Приказом от 31.12.2004 № 124)

8.14. Основные принципы учета и распределения затрат на основное производство (счет 20)

(пункт 8.14. внесен Приказом от 31.12.2004 № 124)

8.14.1. Прямыми затратами на основное производство, являются все произведенные расходы, которые могут быть прямо отнесены на объект калькулирования (вид деятельности) независимо от вида расходов (за исключением расходов связанных с управлением и обслуживанием основного производства). При невозможности отнесения производственных затрат на конкретный калькулируемый объект такие затраты считать косвенными производственными расходами и учитывать на 20 б/счете обособленно с дальнейшим их распределением между объектами калькулирования.

К прямым затратам в том числе относятся:

— Материальные затраты (материалы и электроэнергия покупные);

— Оплата труда с начислениями основного персонала;

— Охрана труда (спецодежда, молоко и пр.) основного персонала;

— Амортизация основных средств;

— Услуги сторонних организаций при возможности их однозначного отнесения на конкретный объект калькулирования.

(пункт 8.14.1. внесен Приказом от 31.12.2004 № 124)

8.14.2. Учет и распределение прямых затрат осуществлять следующим образом:

Затраты, по которым имеется возможность однозначного отнесения к конкретному объекту калькулирования (виды деятельности), относить непосредственно на счет (субсчет, код аналитики) учета указанного объекта калькулирования, с которым связаны затраты, т.е. напрямую.

Распределение затрат, по которым не имеется возможности однозначного отнесения к конкретному виду деятельности, осуществлять пропорционально прямым затратам, отнесенным «напрямую» на указанные виды деятельности, на основании бухгалтерской справки.

Внутри видов деятельности, имеющих единые физические измерители (внутри перекачки, внутри перевалки и т.д.) распределение осуществлять пропорционально этим физическим измерителям.

При распределении затрат аналитический признак элемента и статьи затрат сохраняется.

(пункт 8.14.2. внесен Приказом от 31.12.2004 № 124)

8.15. Основные принципы учета и распределения затрат вспомогательных производств (счет 23)

(пункт 8.15. внесен Приказом от 31.12.2004 № 124)

8.15.1. Распределение прямых затрат вспомогательного производства осуществлять следующим способом:

Расходы вспомогательного производства на объекты калькулирования распределять пропорционально выбранной базе.

Базой для распределения затрат является объем оказанных службами вспомогательного производства услуг (работ, продукции)[1] , либо — при отсутствии возможности распределения согласно объемам — прямые затраты основного производства, которые были непосредственно напрямую отнесены на объект калькулирования.

(пункт 8.15.1. внесен Приказом от 31.12.2004 № 124)

8.16. Основные принципы учета общехозяйственных затрат (счет 26)

(пункт 8.16. внесен Приказом от 31.12.2004 № 124)

8.16.1. К общехозяйственным расходам относить затраты по содержанию аппарата управления организации и его филиалов и расходы общехозяйственного назначения, которые невозможно отнести к определенному объекту калькулирования себестоимости. Учет осуществлять на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Общехозяйственные расходы не распределять и в качестве условно-постоянных списывать в дебет счета 90 «Продажи».

(пункт 8.16.1. внесен Приказом от 31.12.2004 № 124)

8.17. Основные принципы учета и распределения затрат по обслуживающим производствам и хозяйствам (счет 29)

(пункт 8.17. внесен Приказом от 31.12.2004 № 124)

8.17.1. Аналитический учет по счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» осуществлять по каждому обслуживающему производству и хозяйству.

(пункт 8.17.1. внесен Приказом от 31.12.2004 № 124)

8.17.2. Прямыми затратами по обслуживающим производствам и хозяйствам являются все произведенные расходы, которые могут быть прямо отнесены на конкретные виды деятельности, оказываемые (выполняемые, производимые) данными производствами и хозяйствами. При невозможности отнесения производственных затрат на конкретный вид деятельности данные расходы учитывать на 29 б/счете обособленно с дальнейшим их распределением.

В состав косвенных расходов обслуживающих производств и хозяйств включать затраты на организацию и управление обслуживающих производств и хозяйств, в т.ч.:

— оплату труда и отчисления на социальные нужды персонала управления объектом социальной сферы;

— амортизационные отчисления по основным средствам управленческого и общепроизводственного назначения;

— арендную плату за помещения общепроизводственного назначения;

— другие аналогичные по назначению расходы.

(пункт 8.17.2. внесен Приказом от 31.12.2004 № 124)

8.17.3. Распределение затрат обслуживающих производств и хозяйств по видам услуг (работ, продукции) осуществлять следующим образом:

• Если возможно определить конкретный вид деятельности, с которым связаны затраты, их следует относить непосредственно на данный вид деятельности.

• При отсутствии такой возможности распределение между видами деятельности осуществляется пропорционально затратам, отнесенным «напрямую» на указанные виды деятельности, на основании бухгалтерской справки.

(пункт 8.17.3. внесен Приказом от 31.12.2004 № 124)

9. Учет валютных операций

9.1. Датой начисления дохода в иностранной валюте при начислении заработной платы и других выплат за выполнение трудовых обязанностей считать последний день месяца, в котором начислен доход.

9.2. Пересчет стоимости средств на счетах в кредитных организациях, выраженной в иностранной валюте, производить на дату совершения операций, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Пересчет стоимости указанных активов на другие даты по мере изменения курсов иностранных валют, котируемых ЦБ РФ, не производить.

10. Учет государственной помощи

10.1 Бюджетные средства принимать к бухгалтерскому учету по мере фактического получения ресурсов.

Раздел «Общие вопросы»

1. Распределение прибыли осуществлять в соответствии с Уставом Компании и действующими положениями.

2. Начислять резерв сомнительных долгов — по данным проведенной инвентаризации в соответствии с утвержденным ОАО » БНП » регламентом по созданию и ведению учета резерва сомнительных долгов, отражению в бухгалтерском учете событий после отчетной даты и условных фактов хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что многие организации ограничиваются разработкой приказа по учётной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчётности), или не утверждены руководителем (формы первичных учётных документов, План счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учёта, установленный Законом «О бухгалтерском учёте» и другими нормативными документами.

Заключение.

В курсовой работе рассмотрены все Уровни системы нормативного регулирования бухгалтерской отчётности, а также приведён пример учётной политики ОАО » БНП «.

В учётную практику введены новые объекты учёта: нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др.

Существенно изменена методология учёта многих объектов учёта – основных средств, капитальных вложений, уставного капитала, прибыли и убытки и др.

Ответственность за организацию бухгалтерского учёта в организации возложена на их руководителей. Организации получили право привлекать для ведения бухгалтерского учёта и составлению отчётности сторонние организации и лиц и не иметь бухгалтерию.

Организациям малого бизнеса разрешено совмещать функции бухгалтера и кассира, а также применять упрощённую форму бухгалтерского учёта.

Существенно изменена бухгалтерская отчётность. Её состав, содержание, сроки и адреса представления стали в значительной мере соответствовать международной практике. Бухгалтерская отчётность приобрела характер публичной отчётности, доступной для любых сторонних пользователей.

Многие организации обязаны представлять в составе годовой бухгалтерской отчётности аудиторские заключение, подтверждающее достоверность отчётных данных. С м в учётную практику положения «Учётная политика предприятия» (с 1 января 1995г.) в отечественной системе бухгалтерского учёта начали использоваться международные бухгалтерские принципы.

В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод. Все эти изменения направлены на отражение реальных процессов, происходящих в нашей стране, и на приближение отечественного учёта к зарубежному. Они дают основание сделать вывод о том, что период 1991-2000 гг. можно считать первым этапом перехода отечественной системы учёта и отчётности к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики и международным учётным стандартам.

Список литературы.

1)Основные положения ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96 № 129 ФЗ.

2)Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 «О реформировании бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО».

4)Положения по бухгалтерскому учёту.

5)План счетов по бухгалтерскому учёту.

6)Учебник Бухгалтерский учёт — Кондраков Н.П.

[1] затраты котельной распределяются пропорционально Гкал, затраты автотранспортной службы пропорционально отработанным машино-часам (ткм) и т.д.

Учебная работа № 2308. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России 2