Учебная работа № 1837. Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа № 1837. Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах

СОДЕРЖАНИЕ

. 3

1 Зарубежный опыт создания условий развития малых инновационных предприятий. 5

1.1 Опыт США в поддержке инновационных малых предприятий. 5

1.2 Опыт Японии в поддержке инновационных малых предприятий. 9

1.3 Опыт Китая в поддержке инновационных малых предприятий. 16

2 Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах20

2.1 Государственные программы.. 20

2.2 Организационные мероприятия. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32

Наряду с государственным финансированием крупных инновационных проектов в последние десятилетия в рыночной экономике наметилась общая тенденция по финансированию значительной части отраслевых инноваций ограниченного характера за счет частного капитала, готового идти на осознанный риск в целях получения сверхнормативной прибыли. Наиболее эффективной и распространенной формой интенсификации инновационной деятельности в условиях рыночной экономики является венчурное (рисковое) финансирование проектов малых инновационных предприятий, связанных с большим риском. При этом венчурный бизнес в основном взаимодействует с предприятиями сектора малых предприятий, которые примерно в 2-3 раза эффективней реализует капиталовложения именно в инновационной сфере, по сравнению с крупными предприятиями. Венчурная деятельность направлена на временное объединение капиталов нескольких юридических и/или физических лиц для создания небольших, но весьма мобильных и эффективных предприятий по доводке и коммерческой реализации отдельных инновационных проектов. Сущность венчурной деятельности в инновационной сфере заключается в риске привлечения частного капитала к взаимодействию с предпринимателями, обладающими организационным и интеллектуальным потенциалом, с целью возможного получения в будущем прибыли от реализации инновационных идей и их дальнейшей коммерциализации без каких-либо гарантий на успех. После успешного завершения таких проектов, эти предприятия продаются либо поглощаются более крупными фирмами, или путем продажи лицензий на разработанные инновационные продукты укрепляют свои финансовые позиции и на этой основе разворачивают активную предпринимательскую деятельность. Важнейшим преимуществом и одновременно отличием венчурного бизнеса, является его гибкость и возможность аккумулировать капитал из различных источников для осуществления инвестиции в тщательно отобранные инновационные проекты на достаточно длительные сроки (5-7 лет) без предоставления гарантий или залоговых обязательств. Предварительная оценка перспективности инновационных проектов осуществляется при серьезной научной и коммерческой экспертизе, дающей возможность соразмерить предполагаемые риски и выгода от вкладываемых инвестиций. Венчурные инвестиции позволяют значительно ускорить реализацию инновационных разработок и на ранних этапах определить дальнейшие их рыночные перспективы. Другим преимуществом венчурного инвестирования, является полная самостоятельность предприятия-реципиента в оптимизации взаимодействия всех участников проекта в целях получения практического результата и достижения коммерческого успеха в кратчайшие сроки.

Объектом настоящего исследования являются зарубежные малые предприятия.

Предметом исследования выступает опыт создания условий для развития малых инновационных предприятий в зарубежных странах.

Цель настоящего исследования: определить методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах.

Для достижения целей настоящего исследования необходимо выполнить следующие задачи:

Рассмотреть опыт зарубежных стран в поддержке инновационных малых предприятий,

Выявить наиболее распространенные методы поддержки малых предприятий.

Работа выполнена на страницах, состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения и списка используемых источников.

1 Зарубежный опыт создания условий развития малых инновационных предприятий

1.1 Опыт США в поддержке инновационных малых предприятий

Одним из важнейших направлений в экономике США является активизация инновационной деятельности с целью создания научно-технического базиса для всестороннего развития страны в ХХI веке. Одним из основных движителей технического прогресса являются предприятия сектора малых предприятий, инновационная активность которых подтверждается тем, что количество нововведений, приходящихся на одного научного сотрудника в них в 4 раза выше, чем в крупных организациях. При этом число нововведений на 1 доллар затрат на НИОКР в секторе малых предприятий — в 24 раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Кроме того, инновационная активность специалистов, занятых в сфере малого бизнеса, выраженная в относительном количестве патентов, выданных на одного работника, почти в 16 раз превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Следует отметить, что малые предприятия, имея ограниченные ресурсные возможности, проявляют высокую активность в инновационной сфере деятельности, которая связана с большими рисками.

В целях удовлетворения национальной потребности в специальных исследованиях и разработках, а также для обеспечения более успешной деятельности инновационных предприятий, занятых научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками (далее НИОКР), в США реализуются комплекс различных по масштабам научно-технических программ. В ряду наиболее эффективных мероприятий федерального масштаба, можно назвать такие программы как «Программа Инновационных исследований в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research — SBIR) и «Программа Трансферта технологий малого бизнеса» (The Small Business Technology Transfer Program — STTR). Обе эти программы координируются отделом технологий «Администрации Малого Бизнеса» (далее — агентство АМБ).

Программа SBIR служит для привлечения инновационных идей малого бизнеса для решения научно-технических проблем по тематике 10 крупнейших федеральных министерств и национальных агентств. В их числе: Министерство сельского хозяйства; Министерство торговли; Министерство обороны; Министерство образования; Министерство энергетики; Министерство здравоохранения и обслуживания населения; Министерство транспорта; Агентство защиты окружающей среды; Национальное управление по аэронавтике и космонавтике; Национальный научный фонд и Комиссия по атомной энергии. Каждая из этих организаций может субсидировать свыше $100 млн. для выполнения НИОКР силами малых предприятий. Эти организации, являясь участниками SBIR, сами определяют размеры и виды финансовой поддержки будущих разработчиков и готовят тематические планы НИОКР, оценивают перспективность предпринимательских предложений и проводят конкурсы по распределению субсидий, грантов или контрактов. SBIR — является конкурсной программой финансирования инновационной деятельности малых предприятий, связанной с исследованиями и разработкой научно-технических проблем государственной важности и обладающих значительным коммерческим потенциалом. Процесс реализации работ по тематике SBIR, а также размер финансовой поддержки основываются на квалификационной оценке малого предприятия, оригинальности инновационного предложения, его промышленных достоинствах и коммерческих перспективах.

Инновационные проекты малых предприятий, получив на конкурсной основе соответствующие субсидии или гранты, приступают к реализации своих проектов. Программой SBIR предусмотрено следующие три фазы развития инновационных проектов:

I фаза является начальным этапом инновационной разработки и базируется на предложениях федеральных агентств по тематике НИОКР с размером субсидий или грантов до $100 тыс. На этом этапе определяются ориентировочные данные о предполагаемых результатах, путях их достижения, анализируется техническая осуществимость и экономическая целесообразность разработки.

II фазой является дальнейшим расширением инновационной разработки, начатой и успешно развивавшейся в I фазе. Величина субсидии (или гранта) определяется на конкурсной основе, исходя из научных и технических достоинств разработки по I фазе, может составлять не более $750 тыс. Предприятия, не принимавшие участия в I фазе или не получившие положительного результата не допускаются к участию в конкурсе на продолжение работ по II фазе. На этом этапе длительность работ не превышает 2-х лет. В течение II фазы завершаются все исследовательские и проектные работы с оценкой их коммерческого потенциала.

III фаза программы SBIR является периодом внедрения результатов II фазы из лабораторной практики в рыночную среду и завершается масштабным коммерческим применением. Однако, программа SBIR не предоставляет государственных средств для поддержки работ на этой фазе.

По данным агентства АМБ, ежегодно в рамках программы SBIR реализуется свыше 6 тыс. проектов на общую сумму более $2 млрд. при этом успешно завершают II фазу не более 1/3 от общего количества проектов.

Важнейшую задачу по совершенствованию технологий выполняет программа STTR, которая стимулирует малые предприятия к взаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами. Эта программа даёт возможность малых предприятий получить финансовую и техническую помощь в создании совместных предприятий и/или временных объединений, ориентированных на разработку новых технологий от первоначальной идеи и до полной их реализации. Основными заказчиками исследований по этой программе с общим годовым бюджетом более $1 млрд. являются крупнейшие правительственные ведомства США. Департамент технологий агентства АМБ осуществляет координацию программы STTR на всех этапах её реализации. Программа STTR финансируется из бюджетных средств, направляемых на выполнение НИОКР, имеющих важное значение для дальнейшего развития страны. Эти средства предназначаются участникам инновационных разработок — малым предприятиям и некоммерческим исследовательским институтам, которые не имеют достаточных средств для выполнения дорогостоящих и длительных НИОКР. Ежегодно по этой программе реализуется около 1000 инновационных технологических проектов. Основной упор делается на практическое применение теоретических разработок в виде новых продуктов и высоких технологий, востребованных рынком. При этом малые предприятия могут получать высокие прибыли от коммерциализации их разработок, что в свою очередь стимулирует экономическое развитие США. Важность выполняемых работ, накладывает следующие квалификационные требования ко всем участникам программы STTR для малых предприятий:

Предприятие должно быть частным, коммерческим, принадлежать гражданину США и быть независимым в своём управлении.

Предприятие должно работать с прибылью.

Ведущие исследователи могут не состоять в штате предприятия.

Размер предприятия ограничен 500 работниками.

В соответствии с тематикой НИОКР, администрация программы STTR рассматривает предложения возможных участников конкурса инновационных проектов. Исходя из оценки новизны и будущего рыночного потенциала проектов, производится отбор предложений для участия в конкурсах на получение субсидий или грантов.

Агентство АМБ играет роль основного координатора программ SBIR и STTR, осуществляя руководство и контроль реализации всех проектов. В целях привлечения частного капитала для коммерциализации завершённых инновационных проектов, агентство АМБ разработало компьютеризированную систему поиска потенциальных источников капитала, заинтересованных в реализации конкурсных проектов программы SBIR и STTR.

Эффективность инновационных разработок сектора МП определяется в рамках национальной программы «Исследования о результативности НИОКР в малом бизнесе», координируемой департаментом технологий агентства АМБ. Отчеты по этой программе обобщают ежегодную оценку объёмов федеральных капиталовложений в НИОКР, проводимых в секторе малых предприятий и их результативности (за исключением программ SBIR и STTR). Кроме того, в рамках этой программы, 18 федеральных агентств, каждое из которых располагает ежегодным бюджетом на НИОКР до $20 млн., проводят конкурсы на размещение в секторе малых предприятий различных контрактов на специальные исследования и разработки. В рамках этой программы агентство АМБ формирует реестр инновационных малых предприятий, успешно участвовавших в реализации различных НИОКР. Такой реестр позволяет ускорить процесс поиска и отбора наиболее перспективных инновационных предприятий для выполнения НИОКР по заявкам правительственных и частных организаций. Кроме того, сам факт зачисления в этот реестр является мощным свидетельством инновационной эффективности малых предприятий, что способствует их рыночному успеху.

Другим действенным механизмом финансирования инновационной деятельности малых предприятий, является программа «Инвестиционные компании малого бизнеса» (Small Business Investment Company – SBIC), которая служит для обеспечения малых предприятий рисковым и инвестиционным капиталом в период их старта, роста и последующего расширения. Эта программа реализуется и координируется агентством АМБ и в настоящее время в США действует свыше 400 инвестиционных компаний — SBICs, которые, используя свой собственный капитал и привлекая заимствованные средства, осуществляют различные виды инвестиций в малых предприятий по приемлемым ставкам на основании гарантийных обязательств агентства АМБ. Побудительным стимулом для деятельности SBICs является возможность участия в прибылях в случае успешного развития и дальнейшего расцвета малых предприятий.

К числу достаточно активных механизмов содействия освоения новых технологий, в том числе и в инновационных малых предприятий можно отнести и две следующие программы.

Программа: «Деловые информационные центры» (Business Information left — BIC) направлена на поддержку деятельности около 400 информационных центров, которые содействуют применению новейших высокотехнологичных методов работы в малом бизнесе на основе использования современной аппаратуры, коммуникационных систем и программного обеспечения. В этих центрах ведется бесплатное консультирование и обучение начинающих и действующих предпринимателей силами «Корпуса консультантов из числа бывших топ-менеджеров» (Service Corps of Retired Executives — SCORE) и специалистами из других партнерских и общественных организаций, сотрудничающих с агентством АМБ.

Программа: «Корпус консультантов из числа бывших топ-менеджеров» (Service Corps of Retired Executives — SCORE) предлагает систему бесплатного консультирования по техническим, организационным и финансовым проблемам начинающих и действующих предпринимателей на различных этапах развития их предприятий. При этом консультирование и практическое наставничество может осуществляться непосредственно на предприятиях. В рамках этой программы действует 11500 добровольных консультантов, сотрудничающих со всеми центрами поддержки малых предприятий в различных районах страны. Реализация этой программы обеспечивает передачу опыта высококвалифицированных специалистов молодому поколению предпринимателей, одновременно способствуя быстрейшему освоению новых технологий в различных сферах предпринимательства. Деятельность консультантов SCORE частично финансируется из бюджета агентства АМБ.

1.2 Опыт Японии в поддержке инновационных малых предприятий

Японский опыт поддержки и развития малых предприятий отличается высоким уровнем государственного влияния на основные процессы реформирования экономики страны. За короткий исторический период, Япония вошла в число лидеров мировой экономики, обладая весьма ограниченными природными ресурсами. В значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной политике, ориентированной на всемерную поддержку и развитие малых предприятий. Успешность реформирования японской экономики во многом определялась быстротой и адекватностью реакции государственных органов управления на изменения, происходящие на глобальных и внутренних рынках. Учитывая высокую значимость сектора малых предприятий в экономике страны, особое внимание в процессах реформирования всегда уделяется совершенствованию взаимодействия государственных, региональных и местных органов власти с разветвленной инфраструктурой поддержки малых предприятий. Начиная с 50-х годов прошлого века, Япония пошла по пути стремительного экономического развития, основанного сначала на использовании зарубежных патентов и «ноу-хау». Начиная с 80-х годов, экономическая политика страны была направлена на создание собственного научно-исследовательского потенциала и организацию крупных исследовательских центров, ориентированных на решение приоритетных задач НТП. В Японии еще в 1983 г. была принята концепция, направленная на развития технополисов, и последующий опыт показал, что темпы их экономического роста значительно превышают средние показатели по стране. Для развития национальных технопарков правительством страны разработаны специальные программы:

1. «План развития технополисов», предполагающий предоставление субсидий, низкопроцентных займов для венчурного бизнеса, снижение оплаты за аренду промышленных мощностей и зданий.

2. «План размещения научного производства», предполагающий территориальную концентрацию региональных производств и их объединение по специализации.

3. «План базовых исследований», способствующий развитию предприятия на начальных этапах его существования.

Очень высока роль местного самоуправления, которая заключается в возможности предоставления дополнительных льгот участникам проектов, включая освобождение от местных налогов, выделение целевых дотаций и займов из местных бюджетов. Для привлечения иностранных инвестиций в создание технопарка на о.Кьюшу (производство микроэлектроники, средств связи и компьютерных технологий), муниципальные власти выдавали инвесторам займы до $10 млн. под 1%-8% годовых на срок до 10 лет (при отсрочке первых выплат на 2 года).

Сначала было создано более 100 технопарков, обеспечивших образование исследовательских комплексов, которые способствовали быстрому развитию деловых и научно-технических связей. Технопарки становились центрами взаимодействия университетов и исследовательских институтов с промышленностью при активной государственной поддержке на различных уровнях власти. Около 70% японских технопарков создавались для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в регионах, при этом 58% от их общего числа ориентировано на производство высокотехнологичной продукции. По функциональному принципу их можно разделить на:

научно-исследовательские парки (41%) для внедрения в производство разработок национальных исследовательских институтов;

научные парки (33%) для создания новых высокотехнологичных предприятий;

инновационные центры (26%) по содействию малым предприятиям в реализации НИОКР.

Реформирование системы поддержки инновационной деятельности сфокусировано на ускорении коммерциализации результатов НИОКР и разработок в области информационных технологий (далее — ИТ) с целью быстрого продвижения новых товаров и услуг на мировые рынки. В этой связи приняты меры усиленного бюджетного финансирования наиболее перспективных НИОКР и ИТ, а так же предусматриваются специальные меры финансовой поддержки перспективных НИОКР с многолетними периодами исследований. Так по правительственным заказам на НИОКР финансирование было увеличено на 35%. Одновременно была увеличена финансовая поддержка на коммерциализацию НИОКР в частной промышленности на 27% и увеличена на 23% помощь молодым исследователям. С целью стимулирования создания при университетах дочерних малых предприятий для трансферта технологий в промышленность из бюджета было выделено $550 млн., что позволит через 3 года создать 1000 новых дочерних инновационных компаний. Правительством намечены 4 важнейших стратегических направления НИОКР ( наука о жизненных процессах, информационные технологии — ИТ, изучение окружающей среды, нанотехнологии и разработка новых материалов), которые позволят Японии занять лидирующее положение в этих областях науки и технологии. Для достижения этих целей на 30% увеличены инвестиции.

Координацию деятельности всей национальной инфраструктуры поддержки и развития малых предприятий осуществляет государственно «Агентство малого и среднего предпринимательства» (Small and Medium Enterprise Agency – SMEA), которое одновременно реализует общую стратегию правительства в части инновационной деятельности в секторе малых предприятий. Это агентство активно взаимодействует с рядом крупных государственных и независимых организаций, научных центров и исследовательских институтов, среди которых важнейшую роль играет агентство «Организация поддержки малых предприятий и инновационного развития регионов Японии» (Organization for SME and Regional Innovation of Japan — SMRJ). В структуре SMRJ действуют 9 институтов совершенствования технологий и управления малых предприятий, 4 технопарка и ряд бизнес-инкубаторов. В них ежегодно около 4 тысяч специалистов и руководителей малых предприятий получают теоретическую и практическую подготовку по всем вопросам предпринимательской деятельности.

Основываясь на опыте США и развитых Европейских стран, агентство SMRJ совместно с Японской ТПП постепенно расширяет практику помощи стартующим и развивающимся малых предприятий, привлекая для консультаций пенсионеров из числа высококвалифицированных специалистов. Для всесторонней поддержки инновационных малых предприятий агентство SMRJ, во взаимодействии с администрациями префектур и с местными торгово-промышленными палатами, создали: «Венчурные центры поддержки предпринимательства — ВЦПП»; «Муниципальные центры поддержки малых предприятий — МЦПП» и «Региональные центры поддержки МП — РЦПП». Руководители и штатные сотрудники этих центров назначаются из числа местных предпринимателей и менеджеров с большим и успешным опытом работы. К настоящему времени в государственную инфраструктуру инновационной поддержки и развития малых предприятий входят 8 венчурных, 59 региональных и 261 муниципальных центров поддержки малых предприятий, а также ряд исследовательских институтов, информационных служб и кредитно-финансовых организаций.

Поддержка технологических новаций осуществляется при содействии национальной программы «Инновационных исследований малого бизнеса» (SBIR), весьма сходной с аналогичной американской программой. Японская программа SBIR привлекает финансовые и технические возможности государственных ведомств в форме грантов, льготных займов, кредитных гарантий и аутсорсинговых услуг для оказания помощи стартующим малых предприятий в разработке новых технологий для создания новых продуктов и их дальнейшей коммерциализации с привлечением возможностей частного капитала. Для оживления совместной деятельности НИИ, университетов и малых предприятий, работающих в области создания новых промышленных технологий выделены дополнительные средства. Это позволило создать при университетах свыше 1000 новых дочерних инновационных малых предприятий. Для интенсификации сбора, обмена и распространения научно-технической информации была создана информационно-консультационная сеть, объединяющая свыше 3400 малых предприятий, 180 университетов и множество других исследовательских центров. В части организационного содействия развитию инновационного и венчурного бизнеса в среде малых предприятий, по инициативе Федерации торгово-промышленных обществ и Японской торгово-промышленной палаты при финансовой поддержке агентства SMRJ и местных администраций были реализованы следующие мероприятия:

Образован «Национальный стартовый форум венчурного бизнеса» (Start-up Venture National Forum) в рамках которого мобильными группами предпринимателей с опытом создания и развития венчурных предприятий, проводятся семинары и лекции по всей стране.

В разных городах проводятся регулярные выставки и ярмарки, на которых представлены наиболее эффективные инновационные разработки. На них происходят контакты с возможными инвесторами, производителями и потребителями вновь разрабатываемых продуктов и услуг. Это позволяет ускорить продвижение многих инновационных проектов обеспечить их дальнейшую успешную коммерциализацию.

Предпринятые меры позволили активизировать инновационную деятельность на предприятиях, вовлечённых в продвижение новых продуктов и услуг, а также стремящихся к совершенствованию действующих производств. Доля предприятий вовлечённых в инновационную деятельность в зависимости от стратегической ориентации бизнеса составляет: в сфере производства — 64,7%; в сфере разработки новых технологий — 60,7%; в новых видах деятельности — 47,8%; в сфере торговли — 42,9% в модернизации действующих производств — 15,8%.

В целях возрождения региональных экономик к концу 2006 г. было сформировано около 50 тысяч производственных центров предпринимательства, объединяющих на технологической и организационной основе различные группы малых предприятий, взаимодействующие с крупными предприятиями, поставщиками, продавцами, финансовыми организациями, исследовательскими институтами и другими смежными организациями, вовлечёнными в экономическую деятельность. Это позволило организовать 19 крупных индустриальных кластеров, деятельность которых в значительной мере способствовала экономическому оздоровлению регионов. Правовой основой таких преобразований являются: «Закон об ассоциациях малых и средних предприятий» (“Law Concerning the Organization of Small and Medium Enterprise Organizations”) и «Закон о местных торговых ассоциациях» (“Shopping District Promotion Association Law”). В соответствии с «Законом о временных мерах по активизации деятельности специализированных малых предприятий» (“the Law on Temporary Measures concerning the Activation of Specific Small and Medium Enterprises”), администрация префектур разрабатывает планы создания и развития местных производственных центров, объединяющих деятельность множества специализированных малых предприятий. На эти цели в бюджете страны в 2006 г. было выделено ~$8,5 млрд. при этом государство субсидирует реализацию планов по разработке новых продуктов, освоению новых рынков и развитию трудовых ресурсов. В соответствии с «Законом о поддержке инновационного бизнеса в малых предприятий» (the Law on Supporting Business Innovation of Small and Medium Enterprises) местная кредитная организация предоставляет малым предприятиям долгосрочные займы сроком до 20 лет по льготным процентным ставкам. В целях более эффективного оздоровления местных малых предприятий, агентство SMRJ предоставляет им до 50% инвестиционного капитала для привлечения дополнительных финансовых ресурсов из местных источников.

Особую роль в экономической жизни Японии играет крупнейший мегаполис страны – г. Токио, являющийся также административным центром метрополии (региона). Правительство Токийской Метрополии (TMG), при активном участии «Бюро по вопросам промышленности и труда» (Bureau of Industrial and Labor Affairs — BILA), уделяет большое внимание эффективной поддержки малых предприятий. По их инициативе в 2006 г. был создан мощный «Токийский торговый центр» (Tokyo Trade left — TTC), который осуществляет техническую, консультационную и информационную поддержку малых предприятий по всем вопросам предпринимательской деятельности, а также оказывает практическую помощь в организации новых малых предприятий вплоть до представления им производственных и офисных площадей в 5 бизнес-инкубаторах, расположенных в различных административных округах мегаполиса. Особое внимание уделяется организации новых производств, выпуску новых продуктов и услуг, а также проведению технологической модернизации действующих производств. С этой целью предпринимателям оказывается всесторонняя научно–техническая поддержка силами специалистов из различных научно-исследовательских учреждений, путем проведения семинаров или совместного выполнения НИОКР. По инициативе ТТС осуществляется тесное взаимодействие с рядом кредитно-финансовых институтов в части оказания финансовой поддержки для реализации в малых предприятиях различных масштабных проектов, например таких как: «Техническое развитие предприятий», «Организация бизнеса», «Технологии для новых производств», «Переход на стандарты ISO», «Освоение новых рынков» и др. Также оказывается содействие в доступе к финансовым ресурсам для малых предприятий, осуществляющих рискованные, но многообещающие инновационные проекты или для предприятий с большим потенциалом развития.

Для повышения промышленного и конкурентного потенциала Токио, правительство TMG в течение последних 5 лет осуществляет планомерную технологическую поддержку малых предприятий в части развития сложных производств и активно содействует развитию трудовых ресурсов, способных успешно освоить передовые технологические процессы. С этой целью ещё в 2004 г. был создан «Центр нанотехнологий», который позволяет объединить результаты передовых научных исследований с технологическими разработками и осуществляет переподготовку специалистов с высшим образованием для работы в высокотехнологичных производствах. В этот же период, в метрополии были созданы: венчурный центр поддержки малых предприятий, «Университет развития малых предприятий», территориальный центр «Системы взаимопомощи» и «Местный центр информационного обслуживания», а также разветвлённая сеть местных центров МЦПП. Большую научно-аналитическую помощь в оценке проблем развития малых предприятий и всем заинтересованным организациям оказывает, расположенный в Токио «Японский институт исследования малого бизнеса» (Japan Small Business Research Institute — JSBRI).

В западной части Токийского региона для реализации национальной программы «Проект индустриального кластера» была создана «Зона передовых технологий» (Technology Advanced Metropolitan Area — TAMA), на которой сконцентрировано множество инновационных малых предприятий, научно-исследовательских центров, университетов и крупных высокотехнологичных компаний. Консолидация деятельности этих предприятий и научно-исследовательских организаций способствовала ускоренному развитию передовых технологий и созданию новых видов промышленной деятельности в регионе. Продвижение новых производств и технологий осуществляется исходя из максимизации социальной полезности, особенно в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, улучшения городской среды обитания и общественной безопасности. Особое внимание уделяется повышению конкурентоспособности промышленных малых предприятий, путём обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, принадлежащей малых предприятий, т.к около 50% патентов выданных в Японии принадлежат предприятиям, расположенным в Токийской метрополии. Правительство TMG оказывает финансовую, техническую и консультационную помощь изобретателям в регистрации авторских прав на изобретении, ноу-хау и другие объекты интеллектуальной собственности. В целях повышения эффективности от использования интеллектуальной собственности, а также для ускоренного трансферта научных и технологических разработок в производственную сферу проводится политика на усиление взаимодействия малых предприятий с государственными организациями, университетами и научно-исследовательскими институтами. Для обеспечения гибкого взаимодействия между предпринимателями и этими организациями были созданы высшие школы промышленных технологий, основной целью которых является эффективное сотрудничество в применении первоклассных стандартов качества, обеспечивающих разработку и изготовление высокотехнологичных продуктов и услуг.

Правительство TMG проводит политику поддержки приоритетных видов производств и сосредотачивает своё внимание на развитии научно-производственного комплекса, базирующегося на самых передовых инновационных разработках. В первую очередь поддерживаются перспективные направления промышленного производства, которые широко используют научно-технический потенциал Токио, обладают большими возможностями для дальнейшего развития и обладают высокой социальной значимостью. Администрация TMG энергично стимулирует приоритетные производства в сфере высоких и информационных технологий, а также в области биотехнологий, здравоохранения, и защиты окружающей среды, обеспечивая поддержку их развития на всех стадиях от НИОКР до полной коммерциализации продукта, включая разработку маркетинговой стратегии по обеспечению максимального роста продаж. Это ведёт к созданию новых видов промышленности и к значительному расширению масштабов производств таких перспективных направлениях как информатика, нано- и микротехнология, точное и медицинское приборостроение, фармацевтическая и микробиологическая промышленность. Вышеперечисленные мероприятия осуществляются на основе тщательного изучения и экспертной оценки предложений, подаваемых администрациями городов и районов, входящих в состав Токийской метрополии. Для оказания эффективной помощи сектору малых предприятий в разработке технической документации была привлечена «Японская организация содействия промышленному конструированию» (The Japan Industrial Design Promotion Organization — JIDPO). Эта организация, объединяющая 20000 конструкторов и дизайнеров, работающих в Токио, тесно взаимодействует с городскими агентствами поддержки малых предприятий. Это позволяет многим малым предприятиям осуществлять разработку новых продуктов и проектов модернизации предприятий на высоком техническом уровне. Такое взаимодействие даёт возможность малым предприятиям не создавая собственных конструкторско-технологических служб, быстро и качественно разрабатывать проектно-конструкторскую документацию при умеренных затратах.

Концентрация в Токио 123 университетов, множества НИИ, наличие большого числа талантливых и квалифицированных специалистов в сочетании с возрастающим количеством высокотехнологичных малых предприятий делает этот город центром ускоренного развития Японской промышленности. Для повышения эффективности сотрудничества инновационных малых предприятий с крупными научно-производственными предприятиями была создана зона «Центр поддержки малого бизнеса Тама» (the Tama Small Business Promotion left). Успешный опыт деятельности зоны TAMA позволил активизировать формирование других инновационных кластеров на территории Японии. В целях дальнейшего развития научно-технического и производственного потенциала зоны TAMA, на её территории в 2005 г. была создана корпорация «Ассоциация промышленного возрождения TAMA» (TAMA Industrial Vitalization Association Inc.), которая объединила 660 предприятий и организаций. В их число входит 343 компании, 37 объединений малых предприятий, 39 университетов, 37 коммерческих и общественных организации, 12 финансовых институтов, 7 бизнес-инкубаторов и 22 местные администрации. Основной задачей этой корпорации является создание системы для быстрой концентрации всех имеющихся ресурсов по обеспечению эффективной коммерциализации результатов НИОКР с целью завоевания лидирующих позиций на мировых рынках новейших товаров и услуг. Предполагается, что в 2010 г., деятельность этой корпорации обеспечит создание 2000 венчурных и инновационных малых предприятий. Другим примером успешной политики TMG, направленной на развитие промышленного потенциала метрополии может служить создание одного из крупнейших промышленных кластеров Японии в административных округах Джонан (Jonan) и Джото (Joto). Эти кластеры объединяет свыше 7600 машиностроительных, металлообрабатывающих, электротехнических и других промышленных высокотехнологичных предприятий.

1.3 Опыт Китая в поддержке инновационных малых предприятий

В целях преодоления научно-технического отставания КНР от развитых стран, Правительство начало широкую программу по созданию научных парков, бизнес-инкубаторов и специальных технологических зон для обеспечения экспортного производства. Так в 1985 г. недалеко от Гонконга в г. Шэньчжэне, правительство безвозмездно выделило земли (316 га) и профинансировало работы по созданию первого научного парка. Место в парке предоставлялось только фирмам, обладавшим передовыми или новыми технологиями и имевшим возможности для их внедрения. Обязательными были также наличие рыночной ниши для продукции и экспортная ориентация производства. Этим фирмам Правительство КНР предоставило значительные льготы (налоговые каникулы, привилегии в сфере экспорта и импорта, научно-технические гранты и др.). Фирмам-участницам кредиты выделялись государственными банками под низкие проценты. За десять лет работы парка «Шэньчжэнь» было разработано более 90 новых технологий и продуктов, многие из которых завоевали международное признание. В последствии в стране было создано 53 научно-технических парка, включая специальные технологические зоны.

В 1996 году, была начата реализация научно-технической программы социального развития до 2010 года, направленной на повышение качества жизни и улучшения среды обитания, гармонизацию отношений человека с природой и содействие научно-техническому прогрессу в социальной сфере. Эта программа охватывает здравоохранение, совершенствование коммунального хозяйства, рациональное использование природных ресурсов и охрану природы, улучшение экологической среды и защиту от стихийных бедствий.

В 1998 году государством была инициирована экспериментальная работа по проекту «созидания новых знаний», на которую в течение трех лет было выделено около $600 млн. Целью проекта являлось создание функционального механизма интеллектуального новаторства и организация международных центров знания. В том же году правительство КНР выделило около $120 млн. на учреждение «Фонда средних и малых предприятий научно-технического профиля», предназначенного для создания механизмов рисковых инвестиций и трансформации научно-технических достижений в реальное производство.

Важным этапом явилось создание национальной системы развития инновационной деятельности, способствующей раскрытию научно-технического потенциала сектора малых предприятий, основанной на:

1. Разработке общей стратегии в отношении инновационных малых предприятий;

2. Создании административного органа по координации инновационной деятельности в секторе малых предприятий;

3. Предоставлении налоговых преференций для модернизирующихся малых предприятий;

4. Создании системы финансовой поддержки инновационного развития;

5. Обеспечение информационного, консультационного и технического обслуживания инновационных малых предприятий;

6. Создании бизнес-инкубаторов, технопарков и специальных технологических зон для поддержки быстро развивающихся малых предприятий;

7. Содействии в организации венчурных фондов для малых предприятий.

В 2004 г. в стране действовало около 500 бизнес-инкубаторов и в их числе свыше 200 различных «инкубаторов научно-технических предприятий». При этом 109 бизнес-инкубаторов являются сертифицированными национальными центрами поддержки малых предприятий в числе которых 24 специализируются в программном обеспечении и ещё 58 являются научно-техническими центрами при университетах и колледжах. Бизнес–инкубаторы располагают 1515,1 млн. квадратных метров производственных и офисных площадей, на которых расположено около 3 млн. малых предприятий, что составляет почти 25% от всех малых предприятий страны. Правительственное агентство по управлению инкубаторами находится в составе Министерства науки и технологий, поэтому большинство инкубаторов Китая оказывают услуги компаниям, занимающимся технологиями. Основная часть инкубаторов расположена в крупных городах. Например в Шанхае находится более 30 инкубаторов, самый большой из которых обслуживает 300 компаний. Многие из инновационных компаний были созданы так называемыми «вернувшимися учеными», которые получили образование за рубежом и возвратились в Китай, чтобы создать новые компании.

В 2008 в стране действовало 7298 образовательных и исследовательских организаций. По числу работающих в них исследователей Китай вышел на второе место в мире после США, опередив Японию и Россию. Общее число инженерных центров, созданных в Китае с привлечением иностранных инвестиций, увеличилось за последние четыре года с 200 до 750. Государственное регулирование деятельности научно-технических организаций, технопарков и инженерных центров проявляется, прежде всего, в определении направлений исследований и в развитии высокотехнологичных производства, а также в бюджетном финансировании стратегически важных разработок. Успех в развитии технологических парков и бизнес–инкубаторов способствовал стремительному расширению инновационной активности особенно в сфере малого бизнеса, что послужило мощным импульсом для формирования в КНР рынка венчурного капитала, Сейчас в стране действует более 180 различных венчурных инвестиционных компаний (90% – правительственные, 8% – иностранные, а остальные 2% – совместные) с общим объёмом капиталовложений около $30 млрд.

Одной из важных задач реформирования экономики страны, является передача функций по управлению научно-техническим прогрессом от государственных организаций в ведение уполномоченных частных научных и технологических специализированных агентств. В этой связи, начиная с 2003 г., Министерство науки и технологий уделяет значительное внимание созданию национальной сети научных и технологических посреднических агентств, организуемых на базе некоторых исследовательских институтов. Наличие таких агентств и высоко-технологичных малых предприятий является одним из важнейших условий, обеспечивающих подъём национальной инновационной системы. Посреднические агентства играют основную роль в популяризации технологических новшеств, в их производственном приложении, в оценке новых научно-технических достижений и в распространении инновационных идей.

Сейчас в Китае действует около 6 миллионов научно-технических посреднических организаций, на которых занято почти 110 миллионов специалистов. В 2009 г. Правительством страны утверждён статус «Инновационного предприятия». Этот статус присвоен 90 предприятиям, которые имеют собственный брэнд и, благодаря техническому новаторству, обладают высокой конкурентоспособностью на мировом рынке.

В «Основных положениях государственного плана средне- и долгосрочного развития в области науки и техники на 2006-2020 годы» отмечается необходимость дальнейшего усиления инновационной и научной деятельности. Предполагается, что к 2020 году доля капиталовложений в научные исследования и открытия в валовом внутреннем продукте Китая возрастет до 2,5%; более чем до 60% вырастет коэффициент вклада науки и техники в экономику; до 30% снизится внешняя техническая зависимость. Для этого Правительство Китая последовательно увеличивает вложения в исследования и разработки так в 2004 году общий размер таких инвестиций составил $108,9 млрд. (1,5% ВВП), в 2005 г. – $125,4 млрд., в 2006 г.- $139,6 млрд. и в 2010 г. расходы на научные исследования достигнут $220 млрд., что в 11 раз превышает аналогичные расходы в РК.

Министерство науки и техники КНР предполагает, что к 2020 году Китай войдет в число государств инновационного типа, к которым относятся, в частности, США, Япония, Республика Корея и Финляндия. Это будет обеспечиваться созданием целостной научно-технической системы развития инновационной деятельности в стране. Ныне в научно-технической сфере КНР сосредоточено 38,5 млн. человек и по численности занятых в научно технической сфере, Китай занимает ведущее место в мире.

2Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах

2.1 Государственные программы

Следует заметить, что во множестве развитых и динамично развивающихся стран применяются различные методы государственного стимулирования инновационной деятельности в секторе малых предприятий. Здесь и ряд государственных программ финансирования и технической поддержки инновационных разработок малых предприятий по тематике правительственных организаций. Кроме того, имеется множество законодательных, финансовых, налоговых и имущественных рычагов на государственном и региональных уровнях, способствующих развитию инновационной деятельности во всех сферах бизнеса. В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий:

Государственные программы финансовой и технической поддержки инновационных малых предприятий, выполняющих НИОКР по тематике правительственных организаций (США, Япония, Великобритания, Индия, Китай и др. страны);

Прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и другие);

Предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция); безвозмездные ссуды на покрытие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);

Целевые дотации на научно-исследовательские разработки (практически во всех развитых странах);

Создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);

Снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление им налоговых льгот (Австрия, Германия, США, Япония и др.), а также создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования (Япония);

Отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);

Бесплатные услуги патентных поверенных по заявкам индивидуальных изобретателей, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия, Япония, Индия);

Облегчение налогообложения для предприятий действующих в инновационной сфере, в т.ч. исключение из налогообложения затрат на НИОКР, льготное налогообложение университетов и НИИ (США, Великобритания, Индия, Китай, Япония);

Законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности и авторских прав (во всех развитых странах);

Государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (США, Япония);

Создание широкой сети фондов венчурного капитала используемого для реализации инновационных проектов силами малых предприятий (во всех развитых и развивающихся странах);

Создание сети научных парков, бизнес-инкубаторов и зон технологического развития (во всех развитых и развивающихся странах);

Создание мощных государственных организаций (корпораций, агентств) обеспечивающих всестороннюю научно-техническую, финансовую и производственную поддержку инновационных малых предприятий (США, Япония, Индия, Китай и др. страны);

Информационно-поисковые специализированные сайты по прогрессивным технологиям и инновационным разработкам, позволяющие заинтересованным предприятиям быстро найти необходимые технические решения и возможных партнёров.

Кроме того, во многих странах одним из важнейших финансовых инструментов поддержки инновационных малых предприятий, являются государственные контракты от различных организаций на проведение НИОКР. Такие контракты, предполагают тщательное согласования всех основных характеристик ожидаемого результата, сроков исполнения и необходимых затрат на выполнение. Обычно цена фиксируется до начала работы, а окончательный расчёт осуществляется после их завершения. Субсидии и субвенции обычно предоставляются для поддержки радикальных и рисковых проектов, реализуемых инновационными малых предприятий, входящими в реестр предприятий, обладающих опытом выполнения сложных НИОКР. Государственные контракты обязательно предусматривают следующие важнейшие требования:

получение исполнителем необходимых результатов по решению научно-технической проблемы, заявленной заказчиком, в течение определенного срока;

предоставление заказчиком кредитования, необходимого исполнителю на весь период выполнения работ;

гарантии заказчика на приобретение будущих результатов работы исполнителя.

С целью государственного регулирования инновационной деятельности малых предприятий созданы следующие механизмы:

Формы кредитования крупных инновационных проектов (на примере SBIR и STTR).

Обоснованная государственная научно-техническая политика на перспективный период, определение стратегических приоритетов инновационного развития и их ресурсное обеспечение.

Предоставление государственных гарантий по привлеченным в инновационную сферу кредитам.

Развитие механизмов консолидации финансовых ресурсов государственного и частного секторов экономики для реализации приоритетных научно-технических задач.

Содействие формированию и регулированию партнёрского взаимодействия государственных структур, НИИ, ВУЗов, венчурных фондов и общественных некоммерческих организаций, специализирующихся в инновационной сфере деятельности.

Создание действенной государственной системы защиты интеллектуальных прав собственности и механизмов противодействия производству и продаже подделок и контрафактной продукции.

Включение инновационных задач в основные программы экономического и социального развития на федеральном и региональном уровнях.

Разработка государственных программ закупки результатов НИОКР и наукоемкой продукции, выполняемых в инновационных малых предприятиях.

Разработка и сертификация прогнозных методов оценки эффективности инновационных программ и проектов с учётом мирового опыта венчурного финансирования.

Содействие в создании центров технического содействия и передачи технологий малому бизнесу при университетах и исследовательских центрах.

Содействие развитию частных организаций в сфере экспертизы инновационных проектов.

2.2 Организационные мероприятия

Наиболее существенными шагами государственных органов зарубежных стран в отношение создания условий развития малых инновационных предприятий является:

Определение количественных критериев оценки инновационной активности предприятия, например, таких как степень вовлечённости (в % от общего объема деятельности) в НИОКР, в создание новых продуктов и услуг, их производство; модернизацию ранее производимых продуктов и услуг, обновление и модернизацию оборудования, внедрение новых технологий.

Разработка и реализация программ финансирования инновационных разработок и НИОКР, нацеленных на обеспечение преемственности между стадией исследований и этапом последующей разработки рыночного продукта в целях ускоренной коммерциализации передовых разработок.

Оказание всесторонней помощи (финансовой, материально- технической и консультационной) только предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность в соответствии с действующими приоритетами социально-экономического развития (страны, региона, города).

Необходимость оказания всесторонней помощи (финансовой, материально- технической и консультационной) только таким предприятиям, которые осуществляют инновационную деятельность в соответствии с действующими приоритетами социально-экономического развития (страны, региона, города) и получили экспертное заключение уполномоченной комиссии.

Финансирование инновационных проектов осуществляется из соответствующих бюджетов (федерального, регионального, местного) с привлечением внебюджетных средств (включая средства частного капитала), при обязательном вкладе не менее 30% (в форме финансовых, материальных и нематериальных активов) собственных средств предприятия, реализующего данный проект.

Предоставление государственных гарантий по инвестициям и кредитам, привлеченным для реализации инновационных проектов.

Для стимулирования инновационной деятельности в малых предприятий обеспечивается возможность:

Получения субсидий (до 50% от стоимости проекта) или льготных кредитов на длительные сроки (5-10 лет), либо на период завершения работ по утверждённому проекту;

Упрощённого оформления таможенных процедур и освобождение от таможенных, пошлин при импорте необходимого оборудования, комплектующих изделий и материалов;

Предоставление налоговых каникул, освобождение от налогообложения затрат, связанных с реализацией утвержденных проектов (разработка или приобретение проектной документации, закупка оборудования, его монтаж и ввод в эксплуатацию, обучение персонала, проведение необходимых исследований по НИОКР, изготовление опытных образцов и макетов, консультационные услуги, патентование, сертификация товаров и услуг, а также оплату услуг других организаций);

Предоставления налоговых льгот для стимулирования создания совместных инновационных малых предприятий на базе академических структур, университетов и отраслевых НИИ в целях осуществления межведомственных и междисциплинарных исследований и НИОКР;

Установления ускоренных сроков амортизации (~5 лет), на все закупленное в рамках реализации проекта оборудование, приборы и вспомогательную технику;

Компенсации затрат на услуги по патентованию разработок и проведение других мероприятий по обеспечению защиты авторских прав;

Оказания бесплатной государственной технологической поддержка малых предприятий, включая предоставление результатов научно-технических разработок, выполненных в государственных НИИ и лабораториях, а также путём своевременной информационной и консультационной поддержки предпринимателей;

Обеспечения преимущественного доступа в технопарки, бизнес-инкубаторы и в производственные зоны для реализации проектов;

Предоставления каникул по подоходному налогу сроком до 10 лет. технопаркам и бизнес-инкубаторам, а также находящимся в них предприятиям, занятым инновационной деятельностью;

Оказания технической и финансовой поддержки выдающимся индивидуальным новаторам, изобретателям и предпринимателям, включающей меры экономического и социального страхования при возникновении критических ситуаций;

Получения на льготных условиях технической и организационной помощи при осуществлении экспортных операций и при продвижении экспортируемых товаров и услуг на внешние рынки;

Получения возможности на льготных условиях осуществлять регулярное повышение квалификации управляющего персонала в специализированных учебных заведениях в целях активного продвижения новейших методов управления предприятиями.

Необходимость интенсивного развития и поддержки инновационной деятельности в секторе малых предприятий ставит на первый план задачи финансирования этих работ и обеспечения взаимодействия между разработчиками, НИИ, университетами и испытательными лабораториями. В мировой практике достаточно много примеров объединения финансовых ресурсов различных государственных ведомств в целях выполнение НИОКР по государственной тематике. Наиболее ярким примером может служить программы «Инновационные исследования в малых предприятий» (SBIR) и «Распространение технологий малых предприятий» (STTR), реализуемые в США. Следует заметить, что подобные программы существуют и успешно реализуются во многих развитых странах.

Мощным стимулирующим фактором экономического и инновационного развития многих стран стало формирование кластеров, объединяющих наиболее эффективные и взаимосвязанные предприятия различных размеров, которые образуют лидирующую группу компаний и обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках. Кластерный подход стал активно применяться для формирования общегосударственной промышленной политики при разработке программ регионального развития и стимулирования инновационной деятельности на основе тесного взаимодействия крупного и малого бизнеса. Опыт передовых и развивающихся стран показал, что кластерный подход служит основой для конструктивного взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе.

Осознавая необходимость наращивания экономического потенциала, правительства развитых и развивающихся стран вкладывают значительные средства в НИОКР, так США тратят на исследования и разработки $280 млрд. в год, Япония – $100 млрд., основные страны ЕС – $50 – $60 млрд. Китай с 1995 по 2002 год в четыре раза увеличил эти расходы – с $18 до $72 млрд., а в 2010 г. намерен на эти цели выделить $220 млрд. В то время как Казахстан тратит на эти цели порядка $20 млрд. (по данным за 2008 в год). Столь низкий уровень финансирования инновационной деятельности в нашей стране грозит катастрофическим отставанием в научно-технической сфере и как следствие – в социально-экономическом развитии. Такая ситуация, в первую очередь вызвана отсутствием внятной государственной научно-технической политики, подтверждённой практическим действиями на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. Кроме того, в Казахстане до сих пор еще не сложился рынок свободного капитала, заинтересованного в венчурном инвестировании в мелкие и средние инновационные предприятия. Развитию венчурного финансирования мешает неразвитость правового обеспечения различных аспектов инвестиционной поддержки инновационной деятельности, слабое взаимодействие разработчиков и инвесторов, а также отсутствие развитой инфраструктуры венчурного финансирования (венчурные фонды, экспертные и консалтинговые службы, система патентования и защиты интеллектуальной собственности и др.). Многие разработчики плохо представляют весь процесс венчурного финансирования инновационной деятельности от начальных этапов вплоть до коммерциализации её результатов в рыночной экономике. Это обусловлено существующими проблемами законодательного характера и налогообложения, а также отсутствием необходимого количества опытных менеджеров для управления новыми венчурными компаниями. Усилия по стимулированию инновационной деятельности должны быть сконцентрированы на устранении основных причин незаинтересованности государства и бизнеса в долгосрочных инновационных проектах.

Активность рискового капитала может возрастать только когда становятся доступными источники долговременного финансирования, такие как пенсионные фонды и страховые компании. Для развития венчурного финансирования требуется разработка и реализация ряда следующих государственных инициатив:

Создание правовой основы для деятельности венчурных фондов, а также для венчурного инвестирования пенсионными фондами, страховыми компаниями и др. кредитно-финансовыми институтами;

мировых стандартов бухучета и обеспечение прозрачности финансовой деятельности предприятий с целью повышения их привлекательности для инвесторов;

Развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями;

Разработка механизмов финансового и налогового стимулирования инновационной деятельности;

Разработка мер финансового стимулирования деятельности венчурных инвесторов (налоговые льготы, государственные гарантии и страхование инвестиций), вкладывающих средства в инновационные и высокотехнологичные малые предприятия;

Содействие повышению профессионализма в области венчурной деятельности путем обучения специалистов в соответствующих бизнес – школах и университетах;

С целью реализации правительственных инициатив зарубежных стран реализуются следующие программы:

1. Развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий путём создания государственных организаций (корпораций, агентств) обеспечивающих практическую всестороннюю производственную, научно-техническую, финансовую, производственную и материально-техническую поддержку инновационных малых предприятий (SMRJ, NSIC).

2. Организация территориальных научно-исследовательских институтов, лабораторий, испытательных и технологических центров, оснащенных необходимым оборудованием для изготовления опытных образцов, проведения комплексных исследований, испытаний и предоставления профессиональных консультаций по заявкам инновационных малых предприятий, а также обладающих правом сертификации новых продуктов и услуг в соответствии с требованиями стандартов ISO.

3. Создание информационно-поисковых систем и баз данных по прогрессивным технологиям и инновационным разработкам, позволяющих заинтересованным предприятиям быстро найти необходимые технические решения и возможных партнёров для их реализации и/или финансирования.

4. Содействие в создании региональных (городских) некоммерческих общественных профессиональных объединений (конструкторов, технологов, проектировщиков, программистов, исследователей и т.д.) сотрудничающих с местными структурами малых предприятий в целях оказания необходимых профессиональных услуг предприятиям сектора малых предприятий (JIDPO).

5. Создание центров технического содействия по передаче знаний и трансферту технологий для малых предприятий при университетах, НИИ и исследовательских лабораториях.

6. Организация и проведение регулярных выставок и ярмарок в различных городах страны с демонстрацией наиболее эффективных инновационных разработок с целью осуществления деловых контактов с возможными инвесторами, производителями и потребителями вновь разрабатываемых продуктов и услуг. Это позволит ускорить продвижение многих инновационных проектов обеспечить их дальнейшую успешную коммерциализацию.

7. Создание венчурных центров поддержки малых предприятий по оказанию специализированных услуг по отбору перспективных инновационных проектов и их экспертизе, патентованию, особенностям выхода на фондовый рынок, юридическому и техническому консультированию по вопросам венчурной практики, сбору данных о новых перспективных разработках и талантливых специалистах и изобретателях, распространение опыта успешной коммерциализации инновационных разработок и формирование соответствующих баз данных.

8. Разработка программ, предусматривающих объединение финансовых ресурсов различных государственных ведомств в целях выполнение НИОКР по их тематике на конкурсной основе силами малых предприятий, предложивших реалистические инновационные проекты по их осуществлению (в США SBIR и STTR). Реализация таких проектов осуществляется в 3 этапа. На I этапе (длительностью 6 месяцев) производится отбор наиболее перспективных проектов и предоставляется грант, подтверждается осуществимость инновационного решения с получением достаточных результатов для заключения о целесообразности дальнейшего проведения работ и значительного увеличения капиталовложений во II фазе. Затем во II фазе (длительностью до 2 лет), исходя из научных и технических достоинств разработки по I фазе, предоставляется финансирование в пределах 10 млн. руб. и завершаются все исследовательские и проектные работы с оценкой их коммерческого потенциала. На III этапе осуществляется коммерциализация разработок с привлечением средств заинтересованных государственных организаций и/или частных фирм.

2. Разработка и реализация программ по привлечению к консультационной и наставнической деятельности высококвалифицированных специалистов, ныне находящихся на пенсии, но имеющих возможности для передачи своего опыта и знаний молодому поколению предпринимателей и специалистов сектора малых предприятий. Это особенно важно при освоении новых производств и сложных технологий (программа SCORE, применяется во многих странах).

3. Программа государственных закупок в секторе малых предприятий инновационных разработок, результатов НИОКР, высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, включающая заключение контрактов государственными предприятиями на соответствующие инновационные разработки, НИОКР, а также наукоемкие продукты и услуги. Такие контракты обязательно должны предусматривать:

получение исполнителем необходимых результатов по решению научно-технической проблемы, заявленной заказчиком, в течение определенного срока;

предоставление заказчиком кредитования, необходимого исполнителю на весь период выполнения работ;

гарантии заказчика на приобретение будущих результатов работы исполнителя.

4. Программа предоставления государственных гарантий для кредитования предприятий осуществляющих модернизацию активной части основных фондов, осваивающих новые технологии или ведущих строительные работы по реконструкции старых или созданию новых производственных площадей.

Весьма интересным направлением поддержки производственной и инновационной деятельности в секторе малых предприятий, является использование опыта высококвалифицированных специалистов (управленцев, инженеров, ученых, финансистов и др.) ныне вышедших на пенсию и имеющих возможности для применения своих знаний и опыта. Практически во всех развитых странах созданы консультационные пункты, обслуживаемые специалистами пенсионного возраста (Service Corps of Retired Executives — SCORE). Например, в США действует 389 таких консультационных пункта в которых сотрудничают 11400 специалистов-пенсионеров. Ежегодно эти пункты обслуживают свыше 400 тыс. клиентов. Аналогичные структуры действуют в странах ЕС, оказывая консультационную помощь с выездом на предприятия, в том числе и в страны СНГ в рамках программы TACIS (European Senior Service Network — ESSN). Этот мощный интеллектуальный резерв нашей страны может быть задействован при минимальных организационных усилиях и небольших финансовых затратах. Например, при местных структурах поддержки малых предприятий можно создавать локальные информационные базы данных о высококвалифицированных специалистах-пенсионерах проживающих в данном городе или районе и заинтересованных в активном сотрудничестве. По мере развития этой формы консультационных услуг, локальные базы могут быть интегрированы в более крупные базы с выходом в интернет. Очень интересен опыт оказания помощи сектору малых предприятий в разработке технической документации силами городских ассоциаций конструкторов и проектировщиков, на примере «Японской организации содействия промышленному конструированию» (JIDPO), действующей в Токио.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках настоящего исследования был изучен опыт создания условий для организации и развития малых инновационных предприятий в зарубежных странах.

Проведенные исследования позволили определить основные направления и методы поддержки малого бизнеса, выявить наиболее принципиальные государственные программы и инициативы, необходимые для развития малых инновационных предприятий во всем мире.

Очевидно, что активная поддержка малого бизнеса зарубежными странами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития в мире.

Опыт некоторых развитых и стремительно развивающихся стран в сфере создания условий для организации и развития малых предприятий свидетельствует о необходимости системного государственного подхода во всех процессах, касающихся ускоренной модернизации экономики Казахстана на основе всестороннего стимулирования инновационной деятельности сектора малого бизнеса. В этой связи целесообразно рассмотреть комплекс законодательных предложений, сопровождаемых рядом целевых программ и организационных мероприятий, направленных на создание национальной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в нашей стране. Скорейшая реализация этих мер позволит создать более благоприятные условия для стимулирования инновационной деятельности в секторе малых предприятий.

На сегодня существует еще целый ряд возможностей для того, чтобы вклад малого бизнеса в ВВП значительно увеличился. По-прежнему остро стоят вопросы, требующие пристального внимания: отмена регулирования цен, совершенствование антимонопольного законодательства, сокращение числа налогов, уменьшение размеров штрафных санкций, упрощение документооборота, ускорение приватизации, упрощение сертификации товаров и услуг, обеспечение доступности кредитных ресурсов, прозрачность в экономической политике.

Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики они считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких, как розничная торговля или определенные виды услуг. Но малые предприятия эффективны лишь при определенных условиях. То есть, необходима грамотная экономическая политика, которая позволила бы и в Беларуси полностью реализовать потенциал малых предприятий. Однако на практике малые предприятия сталкиваются с рядом преград и барьеров, не позволяющих им эффективно развиваться и влияющих на их невысокую выживаемость. Развитие частного сектора сдерживается общей сложностью ведения бизнеса, включая сложную налоговую систему, недостаточно защищенные права инвестора, отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов, сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации товаров и услуг и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Учебная работа № 1837. Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах