Учебная работа. Трансфертное ценообразование 4 № 1210

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Трансфертное ценообразование 4 № 1210

Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ»

Тема: «ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

Студент: Михайлишин П.Г.

Группа : 16/2

Поток: 11

Дело № :

Преподаватель:

г. Москва

2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. стр 2

2. Теоретическая часть стр 3

3. Практическая часть стр 7

3.1 Расчет производственной мощности автопарка стр 8

3.2 Расчет отпускной цены автоперевозки стр 9

3.3 Определение порога рентабельности стр 12

3.4 Расчет трансфертной цены стр 13

3.4.1 Расчет трансфертной цены на основе

рыночных цен стр 15

3.4.2 Расчет трансфертной цены на основе полной

себестоимости стр 15

3.4.3 Расчет трансфертной цены на основе переменной

себестоимости стр 16

3.4.4 Расчет договорной трансфертной цены стр 16

4. Заключение стр 18

5. Список использованной литературы стр 19

1.

В наследство от плановой экономикисовременной России достались промышленные гиганты, содержащие в своем составе ряд разнородных производств и технических подразделений по их обслуживанию. С переходом к рыночным отношениям структура таких предприятий оказалась неэффективной с позиций обеспечения оптимизации цен на производимые товары (услуги), возможностей их сбыта, переориентации производства на создание новой, конкурентоспособной продукции. Функционирование таких предприятий в условиях рынка привело к появлению невостребованных мощностей, моральному и физическому старению основных фондов, неэффективному использованию производственных ресурсов. В настоящее время необходимо изменение принципов работы таких предприятий, направленное на их реструктуризацию, которая способствовала бы улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономической деятельности.

В связи с этим встает вопрос о разукрупнении (децентрализации) предприятий с выделением отдельных сегментов бизнеса, как юридически обособленных, так и функционирующих в пределах данного предприятия, наделенных определенной свободой в принятии финансово-хозяйственных решений. То есть необходимо сформировать такую структуру предприятия, которая будет учитывать финансовые интересы сегментов бизнеса и повысит эффективность предпринимательской деятельности всей организации в целом.

За последнее десятилетие в условиях рынка появилось много новых крупных и средних предприятий выпускающих разнородную продукцию, которая используется как внутри самой организации, так и внешними потребителями. В связи с этим встает вопрос об определении внутренней цены на продукцию, передаваемую одним подразделением другому в рамках одного предприятия. Такая внутренняя цена передачи называется трансфертной.

Не смотря на то, что перед многими предприятиями в настоящее время стоит проблема трансфертного ценообразования, отечественная практика бюджетного управления еще не выработала единого подхода к решению вопроса формирования внутрифирменных трансфертных цен.

Целью курсовой работы является определение оптимальной методики расчета трансфертной цены для сегмента бизнеса, реально действующего предприятия.

В работе будут рассмотрены различные методики формирования трансфертной цены, широко применяемые в зарубежной практике: на базе полных издержек, на базе переменных издержек, рыночная и договорная цены, история возникновения трансфертной цены, необходимые условия для ее установления, определение рыночной цены, точки безубыточности для конкретного сегмента бизнеса (автоподразделения) транспортно-экспедиционной компании.

Результатом работы станут рекомендации руководству компании по формированию трансфертной цены на услуги автоподразделения.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Впервые вопросы о трансфертном ценообразовании стали возникать в связи с процессами концентрации производства, сопровождавшиеся его специализацией в 50-60-е годы XIX века. Это было время формирования крупных транснациональных корпораций, когда продукция, произведенная на одном предприятии корпорации, должна была передаваться другому предприятию этой же корпорации. Вставал вопрос о формировании цены на такую продукцию, предназначенную для передачи. Эту цену впоследствии стали называть трансфертной ценой. Трансфертная цена — это условная, расчетная цена на продукцию (услуги) одного центра ответственности, передаваемую («продаваемую») другому центру ответственности того же предприятия. Трансфертные цены должны устанавливаться так, чтобы для каждого из центров можно было определить и реальные расходы и прибыль, что в дальнейшем позволит оценить эффективность и выявить «узкие места» в деятельности предприятия. Таким образом, трансфертное ценообразование представляет собой основу для методов измерения, оценки, контроля и стимулирования деятельности центров ответственности.

С использованием трансфертных цен модно построить, например, такую модель производственных отношений между сегментами бизнеса в пределах одного коммерческого предприятия: отдел продаж (коммерческий сегмент) покупает продукцию у производственного сегмента по трансфертной цене, а затем продает эту продукцию внешнему потребителю, установив собственную наценку.

Трансфертное ценообразование в рыночной экономике характерно для децентрализованной структуры управления, когда одним структурным подразделения организации (сегментам бизнеса) предоставлена определенная финансовая и хозяйственная самостоятельность. Администрация предприятия решает, каким подразделениям предоставить возможность самостоятельно зарабатывать прибыль (т.е. предоставить свободу внутреннего и внешнего ценообразования), выбирать поставщиков и покупателей. Кроме того, необходимо совпадение интересов менеджеров различных подразделений и всей организации . Оптимальной будет такая ТЦ, которая обеспечит максимальный маржинальный доход каждому сегменту в отдельности и предприятию в целом. Использование трансфертных цен предполагает составление сегментарной отчетности. Если сформированная на базе ТЦ управленческая отчетность обеспечит возможность объективной оценки эффективности функционирования каждого сегмента бизнеса, то такую ТЦ можно считать правильно установленной.

В странах с рыночной экономикой используются следующие методики расчета трансфертных цен:

— цена на базе полных издержек;

— цена на базе переменных издержек;

— рыночная трансфертная цена;

— договорная трансфертная цена.

Независимо от варианта расчета трансфертной цены во внимание должны приниматься следующие принципы:

— трансфертная цена должна отражать цели предприятия и способствовать согласованию с ними тактических целей подразделений;

— трансфертная цена должна поддерживать автономность центров ответственности (децентрализованное управление внутри предприятия);

— трансфертная цена должна быть побудительным мотивом к контролю затрат и обеспечивать гибкость в качестве финансового инструмента управления.

Поскольку каждый центр ответственности в рамках финансовой структуры предприятия рассматривается как самостоятельное хозрасчетное подразделение, то особую популярность в странах с рыночной экономикой получил метод установления трансфертной цены на основе рыночной. Преимущество рыночных цен – в их объективном характере. Установленная на их основе трансфертная цена не зависит от взаимоотношений и квалификации менеджеров продающих и покупающих сегментов бизнеса. Использование рыночных цен в качестве трансфертных хорошо подходит к концепции центров ответственности и делает возможной оценку деятельности менеджеров и подразделений, основанную на финансовых результатах. В трансфертном ценообразовании всегда участвуют две стороны: центр ответственности, передающий свою продукцию (услугу), и центр ответственности, принимающий этот продукт (услугу) для ее последующей переработки или потребления. При формировании трансфертных цен на основе рыночных цен обеим сторонам предоставлено право взаимодействия с внешними продавцами и покупателями, с соблюдением следующих условий:

— центр ответственности, приобретающий продукцию (услугу), должен покупать ее внутри предприятия до тех пор, пока продающий центр ответственности не завышает существующие рыночные цены и желает продавать свою продукцию внутри предприятия;

— если продающее подразделение завышает существующие рыночные цены, то покупающий центр ответственности может приобрести их на стороне. Однако для применения рыночных трансфертных цен необходимо наличие:

— хорошо развитого рынка полуфабрикатов и комплектующих, аналогичных продукции подразделений;

— устойчивых равновесных цен;

— достаточно высокой степени децентрализации управления, когда подразделения вправе выбирать: покупать и продавать как «у себя», так и на стороне. При этом качество продукции (услуги), своевременность и надежность поставок должны быть сопоставимы с соответствующими показателями продукции (услуги) сегментов организации.

Однако, если рынок аналогичных товаров и услуг производимых сегментом недостаточно развит, то сформированная на основе рыночной трансфертная цена может оказаться неполноценной. Кроме того, маркетинговые исследования рыночных цен приведут к дополнительным расходам.

Тогда следует обратиться к другому методу расчета трансфертного ценообразования – расчету ТЦ на основе себестоимости. Здесь возможны разные варианты. В основу ТЦ может быть положена:

— полная фактическая себестоимость;

— нормативная себестоимость;

— переменная себестоимость

В любом случае ТЦ рассчитывается по формуле «себестоимость плюс», т.е. в ТЦ на продукцию передающего подразделения закладывается выбранный показатель себестоимости и фиксированный в виде процента размер прибыли этого подразделения. Например, ТЦ может рассчитываться по формуле «120% от полной себестоимости», «180% от переменной себестоимости», «150% от нормативной себестоимости».

К достоинствам этого метода следует отнести, во-первых, гарантированную уверенность предприятия в получении достаточной прибыли от производственного процесса в целом, если трансфертные цены на каждом уровне генерального бюджета показывают увеличение прибыли. Преимуществом варианта расчета ТЦ на базе полной фактической себестоимости является объективность и простота расчетов. Рассчитанная этим методом ТЦ близка к рыночной, что способствует принятию правильных управленческих решений.

Основным недостатком метода полных издержек является то, что при расширении объема производства данный метод является плохим ориентиром, так как включает в трансфертную цену и постоянные издержки, не меняющиеся с изменением объема производства. Вследствие этого передающий центр ответственности не заинтересован в снижении своих фактических затрат, так как заранее уверен, что трансфертная цена не только покроет, но и превысит их на сумму установленной наценки. Следовательно, невозможно судить о степени эффективности работы передающего свою продукцию сегмента, а, значит, и контролировать ее.

Этих недостатков лишен метод расчета ТЦ на базе нормативных затрат. В этом случае, по существу, рассчитывается нормативная ТЦ. Превышение фактической ТЦ над нормативной свидетельствует об убыточности работы передающего сегмента, а обратное соотношение – об эффективности. Однако, при высоком уровне инфляции, в условиях мелкосерийного и индивидуального производства нормирование затрат неприемлемо.

Поэтому практикой западного, бюджетного управления рекомендуется расчет трансфертных цен на основе переменной себестоимости в рамках системы «директ — костинг», разделяющей прямые издержки и косвенные. В данном случае трансфертная цена определяется как сумма удельных переменных затрат трансфертного продукта и удельного маржинального дохода, представляющего собой совокупность удельных постоянных затрат и удельной плановой (расчетной) прибыли. Этот метод более универсален и приемлем как в случае отсутствия, так и в случае наличия недогруженных мощностей предприятия, так как подразделению — продавцу не возмещаются расходы сверх затрат, запланированных в бюджете (плюс прибыль). В связи с этим центр ответственности приобретает в любом случае стимул для контроля переменных расходов. Постоянные расходы будут покрываться за счет совокупной выручки предприятия в целом. Таким образом трансфертная цена рассчитанная данным методом не покрывает постоянные издержки, а, следовательно, невозможно рассчитать прибыль, зарабатываемую структурным подразделением, передающим свою продукцию и оценить уровень эффективности работы менеджера данного центра ответственности с использованием показателей прибыли и дохода, что снижает стимулы менеджера к сокращению издержек.

Общий недостаток всех рассмотренных методов трансфертного ценообразования на базе себестоимости заключается в высокой вероятности того, что цена продажи продукта внешнему потребителю окажется выше рыночной, что осложнит его реализацию на внешнем рынке.

Еще один метод трансфертного ценообразования — расчет договорной трансфертной цены, которая определяется как удельная переменная себестоимость плюс удельный маржинальный доход, утраченный центром ответственности — «продавцом» в результате отказа от внешних продаж и поставкой своего полуфабриката (услуги) внутри предприятия. Достоинством данного метода является то, что он может применяться в условиях как полной, так и неполной загрузки производственных мощностей предприятия.

Независимо от применяемых методов трансфертного ценообразования верхней границей трансфертной цены является рыночная цена. Нижняя граница рассчитывается по формуле:

ТЦ = Удельная переменная + Удельный маржинальный доход,

себестоимость утраченный продающим подразделением

в результате отказа от внешних продаж

Если полученная величина окажется ниже рыночной, то трансфертная цена на продукт будет устанавливаться путем переговоров между сегментами. Если же полученная величина окажется выше рыночной, то трансфертная цена рассчитанная таким методом бессмысленна, т. к. продукт выгоднее покупать у внешнего продавца по рыночным ценам.

Страны с рыночной экономикой успешно применяют все рассмотренные выше методы трансфертного ценообразования.Выбор того или иного метода расчета ТЦ определяется рядом факторов:

— характером решаемых в результате трансфертного ценообразования задач;

— степенью децентрализации организационной структуры предприятия;

— состоянием рынка продуктов и услуг, на которые устанавливаются трансфертные цены.

Трансфертная цена в странах с рыночной экономикой является инструментом принятия экономически целесообразных управленческих решений.

3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ООО «ТЭК Диспетчер» оказывает транспортно-экспедиционные услуги по перевозке грузов по железной дороге. Организация имеет собственный автопарк, состоящий из пяти бортовых автомобилей ЗИЛ для перевозки среднетоннажных контейнеров (5-и и 3-х тонных). Так как некоторые товарные станции выделяют порожние контейнеры под погрузку и принимают их к перевозке только при условии постановки на автомобили принадлежащие автохозяйству станции, либо на машины тех автотранспортных организаций, с которыми у станции заключен договор, ООО «ТЭК Диспетчер» вынужден пользоваться услугами вышеперечисленных организаций, вследствие чего часть собственных машин остается невостребованными (простаивают). Руководством предприятия принято решение организовать обособленное подразделение, которое будет заниматься оказанием автотранспортных услуг, как для собственной организации, так и для внешних потребителей. В связи с этим руководство автоподразделения наделяется определенной финансовой и хозяйственной самостоятельностью в принятии решений. Часть услуг автохозяйство будет отпускать на сторону, другую часть — ООО «ТЭК Диспетчер», которое в свою очередь, может привлекать для аналогичных услуг сторонние организации. Таким образом, возникает проблема формирования трансфертных цен (ТЦ) на услуги автохозяйства. Решение этой задачи позволит предприятию получить дополнительную прибыль, заинтересовать руководство автохозяйства в снижении затрат и в максимизации прибыли, согласовать интересы автоподразделения с интересами организации в целом. Для поддержания баланса интересов центров ответственности работа автоподразделения будет контролироваться директором, чтобы не возникла ситуация, при которой автохозяйство будет все услуги оказывать только сторонним организациям, а ООО «ТЭК Диспетчер» привлекать только внешние автотранспортные организации для перевозки контейнеров.

ТРЕБУЕТСЯ:

1. Методом валовой прибыли рассчитать отпускную цену с учетом налога на прибыль и НДС на одну автоперевозку для оказания автотранспортных услуг внешним потребителям, исходя из объема желаемой прибыли 60 000,00 руб в месяц.

2. Определить порог рентабельности.

3. Рассчитать ТЦ на основе рыночных цен, на основе полной, переменной себестоимости, на основе договорной ТЦ и сравнить результаты расчетов ТЦ различными способами.

4. Сравнить финансовые результаты работы автоподразделения и предприятия в целом при расчете ТЦ различными способами.

5. Выбрать оптимальный вариант трансфертного ценообразования, выгодный всем подразделениям.

6. Сделать выводы, дать рекомендации руководству организации.

РЕШЕНИЕ

3.1 Расчет производственной мощности автопарка

В месяце 22 рабочих дня. Работают 5 машин. Каждая машина может перевезти 2 контейнера в день. Максимально возможное количество перевозок в месяц:

22 рабочих дня х 5машин х 2перевозки = 220 перевозок

Каждая машина 2 рабочих дня в месяц простаивает на ремонте и два раза в месяц по 0,5 дня на профилактике.

2дня х 5 машин х 2 перевозки в день = 20 перевозок

0,5 дня х 2 х 5машин х 2 перевозки = 10 перевозок

Итого месячная производственная мощность автохозяйства :

220-20-10 = 190 перевозок

В среднем в месяц собственным автохозяйством перевозится 137 контейнера, т.е.автопарк работает с загрузкой 72%.

Количество перевозок 3-х и 5-и тонных контейнеров на предстоящий период (месяц) точно спрогнозировать не представляется возможным, т.к. зависит от будущих заявок клиентов, но за 13 лет коммерческой деятельности ООО «ТЭК Диспетчер» эта цифра не опускалась ниже 127 перевозок. Руководитель предприятия принял решение, что 120 перевозок в месяц будет осуществляться собственными машинами, а остальные 70 автоподразделение может реализовывать на сторону.

3.2. Расчет отпускной цены автоперевозки

Затраты, необходимые для выполнения производственной программы автоподразделения (190 перевозок в месяц) представлены в таблице1.

Смета затрат автоподразделения

исходя из максимальной мощности (190 перевозок в месяц)

Таблица 1

№ п/п Статьи затарат Сумма, руб. Классификация затрат
1 Зарплата водителей – 200руб*190 перевозок 38 000,00 переменные прямые производственные
2 Отчисления на соц нужды с зарплаты водителей 13 832,00 переменные прямые производственные
3 Расход топлива = 60 км * 190 перевозки/100 км*32л *9,20 руб. 33 562,00 переменные прямые производственные
4 ГСМ 5 745,00 переменные косвенные общепроизводственные
5 Бланки 180,00 переменные косвенные общепроизводственные
6 Прочие расходы 3 031,00 переменные косвенные общепроизводственные
7 Расходы на сотовую связь 1 540,00 переменные косвенные общепроизводственные
8 Запчасти для ремонта 9 070,00 переменные косвенные общепроизводственные
9 Услуги сторонних организаций по ремонту машин 3 920,00 переменные косвенные общепроизводственные
10 Пропуска для въезда на станцию — 120,00руб * 5 машин 600,00 постоянные косвенные общепроизводственные
11 Зарплата ремонтного рабочего 7 000,00 постоянные косвенные общепроизводственные
12 Отчисления на соц нужды с зарплаты ремонтного рабочего 2 548,00 постоянные косвенные общепроизводственные
13 Обязательное страхование автогражданской ответственности – 4050*5/12 1 688,00 постоянные косвенные общепроизводственные
14 Амортизация АТС 14 757,00 постоянные косвенные общепроизводственные
15 Аренда автостоянки 30 000,00 постоянные косвенные общепроизводственные
16 Коммунальные платежи 1 760,00 постоянные косвенные общепроизводственные
17 Канцтовары 1 560,00 переменные косвенные общехозяйственные
18 Зарплата АУП 30 000,00 постоянные косвенные общехозяйственные
19 Отчисления на соц нужды с зарплаты АУП 10 920,00 постоянные косвенные общехозяйственные
20 Расходы на ежегодный тех осмотр – 724руб*5маш/12мес 302,00 постоянные косвенные общехозяйственные
21 Амортизация прочих ОС 740,00 постоянные косвенные общехозяйственные
22 Расходы на рекламу 8 067,00 постоянные косвенные общехозяйственные
23 Расходы по набору персонала 93,00 постоянные косвенные общехозяйственные
24 Налог на имущество 1 720,00 постоянные косвенные общехозяйственные
25 Транспортный налог – 185 л.с. х 12 руб х 5 машин/12 мес 925,00 постоянные косвенные общехозяйственные
ИТОГО РАСХОДОВ 221 560,00

Для удобства дальнейших расчетов представим данные таблицы 1 в агрегированном виде (Таблица 2)

Таблица 2

Агрегированная смета затрат автоподразделения

исходя из максимальной мощности (190 перевозок в месяц)

Показатели Суммарные затраты на 190 автоперевозок Затраты на одну перевозку
Прямые материальные затраты 33 562,00 177
Прямые трудовые затраты 51 832,00 273
Переменные общепроизводственные расходы 23 486,00 124
Итого переменные производственные затраты 108 880,00 573
Постоянные общепроизводственные расходы 58 353,00 307
Коммерческие, общие, административные расходы 54 327,00 286
Итого расходов 221 560,00 1 166

Цена, определяемая по методу валовой прибыли, должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не учитываются при определении валовой прибыли (т.е. коммерческие, операционные, управленческие расходы).

Для расчетов воспользуемся формулами:

Цена = Суммарные производственные затраты на одну перевозку +

+ (Процент наценки х суммарные производственные затраты на одну перевозку) (1)

Процент наценки = (Желаемая величина прибыли + Коммерческие, общие, административные расходы) / Суммарные производственные затраты х 100% (2)

Процент наценки = (60 000,00 + 54327,00)/(108 800,00+58353,00) х 100% = 68,40%

Цена = 573,00 + 307,00 + 0,684 х (573,00 + 307,00) = 1482,00 руб.

При расчете цены не учитывались налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Скорректируем полученную цену с учетом этих налогов.

Цена 1 = Цена + Цена 1/ 118*18 + (Цена 1 – Себестоимость одной перевозки – Цена 1/118 * 18) х 0,24

Цена 1 – цена с учетом НДС и налога на прибыль;

Цена – цена без учета налогов;

18/118 – ставка НДС;

0,24 – ставка налога на прибыль

Приняв цену с учетом налогов за Х, получим уравнение:

Х = 1535 + Х /118 * 18 + (Х – 1166,00 – Х / 118 * 18)*0,24 = 1866,00 руб.

Таким образом, отпускная цена одной автоуслуги с учетом налога на прибыль и НДС – 1866,00 руб.

3.3 Определение порога рентабельности

Определить порог рентабельности означает найти такой объем продаж товаров, работ, услуг, при котором выручка от продаж равна сумме всех переменных и постоянных затрат или иными словами предприятие не имеет прибыли, но не имеет и убытков. При объеме продаж ниже порога рентабельности предприятие терпит убытки, а при объеме продаж выше порога рентабельности – получает прибыль.

Для расчета порога рентабельности сгруппируем постоянные и переменные расходы, представленные в таблице1:

Таблица 3

№ п/п Показатели Значение показателей
1 Количество автоперевозок в месяц, шт. 190,00
2 Цена реализации без НДС, руб. 1 581
3 Выручка, руб. 300 390,00
4 Переменные расходы, руб. 110 440,00
5 Постоянные расходы, руб. 111 120,00

Количество автоуслуг в точке безубыточности = Постоянные расходы / (Цена реализации – Удельные переменные расходы) = 111 120,00 / (1 581,00 – 110 440,00/190) = 111 перевозок

ВЫВОД: произведя более 111 перевозок в месяц по цене 1 581 руб. автоподразделение будет иметь прибыль, менее – убытки.

Графическое определение точки безубыточности представлено на рисунке 1.

Рисунок 1.

3.4 Расчет трансфертной цены

3.4.1 Расчет ТЦ на основе рыночных цен

ООО «ТЭК Диспетчер» сотрудничает со многими автопредприятиями г. Москвы, цены которых на перевозку одного среднетоннажного контейнера бортовыми автомобилями ЗИЛ представлены в таблице 4. (Цены представлены без НДС).

Таблица 4

Расчет средней рыночной цены одной перевозки

автопредприятиями г. Москвы

1 ЗАО «Авто-15» 1 720,00
2 ООО «АйБиИнвест» 1 820,00
3 ООО «Виконт» 1 780,00
4 ООО «Земская транспортная компания» 1 850,00
5 ОАО «Автокомбинат №5» 1 370,00
6 ООО «Авто-5» 1 430,00
7 Московско-Павелецкая механизированная дистанция погрузо-разгрузочных работ и коммерческих опрераций Московско-курского отделения МЖД-филиал ОАО «РЖД» 1 340,00
8 ОАО «Автокомбинат №16» 1 520,00
9 ЗАО «Автокомбинат №2» 1 480,00
10 ГУП «Автокомбинат №20» 1 630,00
Средняя рыночная цена 1 594,00

Графический расчет средней рыночной цены представлен на рисунке 2.

Рисунок 2

Поскольку рынок автотранспортных услуг хорошо развит, то полученную рыночную цену (1 594 руб) можно рассматривать как полноценную и ориентироваться на нее. Из таблицы 4 видно, что отпускная цена собственного автоподразделения (1 581 руб) практически соответствует рыночной, но при определении трансфертной цены следует порекомендовать использовать рыночную цену, т.к. услуги, оказываемые собственным автоподразделением отличаются высоким качеством ( машины новые, водители хорошо знают Москву и ближайшее Подмосковье, штат водителей тщательно подбирался на конкурсной основе, все это исключает срыв подачи контейнера клиенту, что иногда случается при использовании автоуслуг сторонних предприятий).

3.4.2 Расчет ТЦ на основе полной себестоимости

Рассчитаем трансфертные цены с различными процентными наценками к полной фактической себестоимости

Удельные переменные расходы составляют (см таблицу 3): 110 440 руб. / 190 перевозок = 581 руб.

Удельные постоянные расходы: 111 120 руб. / 190 перевозок = 585 руб.

Полная себестоимость : 581 + 585 = 1166 руб.

Трансфертная цена по формуле « 110% от полной фактической себестоимости»:

1166 руб х 1,1 = 1 283 руб.

Трансфертная цена по формуле « 120% от полной фактической себестоимости»:

1166 руб. х 1,2 = 1 399 руб.

Трансфертная цена по формуле « 130% от полной фактической себестоимости»:

1166 руб. х 1,3 = 1 516 руб.

3.4.3 Расчет ТЦ на основе переменной себестоимости

Трансфертная цена на основе переменной себестоимости :

— по формуле «200% от переменных расходов»

581 руб х 2 = 1 162 руб.

— по формуле «240% от переменных расходов»

581 руб х 2,4 = 1 394 руб.

— по формуле «280% от переменных расходов»

581 руб. х 2,8 = 1 627 руб.

3.4.4 Расчет договорной ТЦ

Проведены маркетинговые исследования, согласно которым максимальное количество востребованных внешними потребителями автоуслуг может составить примерно 150 перевозок в месяц, что объясняется хорошо развитым рынком подобных услуг.

Переменная себестоимость одной автоперевозки как для внешних потребителей, так и для внутренних одинакова и составляет 581 руб.

1. Удельный маржинальный доход с внешних услуг автоподразделения:

1 581 – 581 = 1000 руб.

2. Объем внешних продаж, от которых вынуждено отказаться автоподразделение в связи с необходимостью оказания услуг собственному предприятию :

150 – 70 = 80

3. Упущенный автоподразделением маржинальный доход:

1000 руб х 80 = 80 000 руб.

4. Для компенсации упущенной выгоды, автоподразделению необходим удельный маржинальный доход с внутренних услуг:

80 000 руб. / 120 = 667 руб.

5. Договорная ТЦ:

Договорная ТЦ = Удельная переменная себестоимость + Удельный МД, утраченный автоподразделением в результате отказа от внешних услуг :

581 + 667 = 1248 руб.

Полученные результаты расчетов трансфертной цены и соответствующие им финансовые результаты автоподразделения и предприятия в целом представлены в таблице 5

Таблица 5
Варианты расчета трансфертной цены и соответствующие им финансовые результаты ( на 100 перевозок)
№ строки Показатели Рыночная цена ( 1594,00) Затратная цена 110% от полной себестоимости (1 283 руб) Затратная цена 120% от полной себестоимости (1 399 руб) Затратная цена 130% от полной себестоимости (1 516 руб) Затратная цена 200% от переменной себестоимости (581*2=1 162 руб) Затратная цена 240% от переменной себестоимости (581*2,4= 1 394 руб) Затратная цена 280% от переменной себестоимости (581*2,8 = 1 627 руб) Договорная цена (1 248 руб.)
1 Выручка автоподразделения 1594*100= 159 400 1166*1,1*100=128300 1166*1,2*100=139900 1166*1,3*100=151600 1162*100= 116200 1394*100= 139400 1627*100= 162700 1248*100= 124800
2 Переменные расходы 581*100=58100 58 100,00 58 100,00 58 100,00 58 100,00 58 100,00 58 100,00 58 100,00
3 Постоянные расходы 585*100=58500 58 500,00 58 500,00 58 500,00 58 500,00 58 500,00 58 500,00 58 500,00
4 Прибыль от реализации автоподразделения 42 800,00 11 700,00 23 300,00 35 000,00 — 400,00 22 800,00 46 100,00 8 200,00
5 Экономия организации при использовании услуг других автопредприятий (1594-1594)*100= 0 (1594-1283)*100= 31100 (1594-1399)*100= 19500 (1594-1516)*100= 7800 (1594-1162)*100= 43200 (1594-1394)*100= 20000 (1594-1627)*100= -3300 (1594-1248)*100= 34600
6 Прибыль в целом по организации 42 800,00 42 800,00 42 800,00 42 800,00 43 600,00 42 800,00 42 800,00 42 800,00

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, общая сумма прибыли от реализации автотранспортных услуг в целом по предприятию не зависит от метода расчета трансфертной цены (смотри данные по строке 6 таблицы 5). Однако, прибыль центров ответственности различна при разных методиках определения трансфертной цены. Прибыль автоподразделения максимальна при расчете ТЦ методом «280 % от переменной себестоимости» и минимальна при использовании метода «200% от переменной себестоимости» (смотри данные по строке 4 таблицы 5), в то время, как прибыль организации при отказе от услуг других автопредприятий имеет обратную картину (строка 5 табл. 5). Но при установлении ТЦ методом «280% от переменной себестоимости» автоподразделение потеряет внутреннего потребителя своих услуг с гарантированным объемом покупок в 120 перевозок в месяц, что весьма существенно, учитывая, что востребованность таких услуг на внешнем рынке не превысит 150 перевозок в месяц. Следует также иметь в виду, что порог рентабельности автохозяйства достаточно высок (111 перевозок в месяц). Поэтому трансфертные цены, рассчитанные методами «280% от переменной себестоимости» и «200% от переменной себестоимости» применять не рекомендуется.

Оптимальный баланс интересов центров ответственности соблюдается при расчете ТЦ методом «120% от полной себестоимости» (прибыль автоподразделения в этом случае – 23 300 руб., а организации – 19 500 руб.), либо методом «240% от переменной себестоимости» (прибыль автоподразделения – 22 800 руб., организации – 20 000 руб.). Но учитывая, что при установлении ТЦ на основе полной себестоимости автоподразделение теряет стимул к снижению своих затрат, так как уверено, что ТЦ покроет издержки и принесет гарантированную прибыль, руководству предприятия следует предложить метод расчета ТЦ «240% от переменной себестоимости». Кроме того, так как перепродажа предприятием автотранспортных услуг, приобретенных у автоподразделения в дальнейшем не предполагается, можно рассматривать установление ТЦ на уровне рыночной.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет.- М.: Омега-Л, 2003.-528с.

2. Вахрушина М.А. Управленческий анализ.-М.: Омега-Л, 2004 – 432с.

3. Мезенцева Т.Н. Финансовая стратегия развития предприятия: бюждетирование и трансфертные цены.- «Аудиторские ведомости», №1, 2001.

4. Керимов В.Э., Минина Е.В. Управленческий учет и проблемы классификации затрат. – «Менеджмент в России и за рубежом», №1, 2002.

5. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. М: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2003

6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет.-М.: Инфра-М, 2003.-640с

7.Ластовецкий В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности.-М.:Финансы и статистика, 1988.-106с

Учебная работа. Трансфертное ценообразование 4 № 1210