Учебная работа. Сущность и содержание бухгалтерского учета 3 № 844

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Тема 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1. Понятие и виды бухгалтерского учета

2. Задачи и функции бухгалтерского учета

3 Концептуальные принципы МСФО

4 Реформирование системы бухгалтерского учета в РФ

1.1 Понятие и виды бухгалтерского учета

Основой развития любого общества является материальное производство. При руководстве хозяйственными процессами необходимо знать конкретные факты хозяйственной жизни и учитывать их. В силу этих потребностей организуется хозяйственный учет.

Хозяйственный учет – количественное отражение и качественная характеристика хозяйственных и общественных явлений.

Хозяйственный учет осуществляется путем наблюдения измерения и систематической регистрации всех хозяйственных процессов, их результатов и использования ресурсов на отдельном предприятии.

Каждый совершившийся, оформленный документально факт называется хозяйственной операцией . В хозяйственном учете для количественного выражения хозяйственных операций, имущества предприятия и его обязательств применяются следующие виды учетных измерителей: натуральные, трудовые, стоимостные.

Натуральные измерители (кг, м, шт., кв.м, куб.м и др.) необходимы при учете материальных запасов, основных средств, готовой продукции. Натуральные показатели можно обобщить лишь по однородным предметам или работам, имеющим одинаковые измерители.

Трудовые измерители (час, день, чел.-час и др.) позволяют определить затраченное время и труд. На их основе начисляется заработная плата, рассчитывается производительность труда.

Стоимостные (денежные) измерители используются как обобщающие при учете разнородных ценностей, разнохарактерных операций. Стоимостные измерители позволяют учитывать и контролировать расходование средств предприятия, определять себестоимость продукции, осуществлять расчетные операции.

Для наиболее объективной оценки хозяйственных операций стоимостные измерители применяются в учете в сочетании с натуральными и трудовыми (например, размер оплаты труда в денежном выражении определяется с помощью дневной ставки и количества отработанных дней).

В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки хозяйственный учет подразделяют на: оперативный, статистический и бухгалтерский.

Оперативный учет – система текущего наблюдения и контроля за отдельными операциями и управления ими в ходе их осуществления. Он ведется в местах совершения хозяйственных операций и, как правило, не документируется.

Статистический учет представляет собой систему регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально- экономических явлений. Статистический учет использует данные оперативного и бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Б.У. ведется путем непрерывной, сплошной и последовательной регистрации всей учетной информации на основании надлежащим образом оформленных первичных учетных документов, в которых фиксируются совершившиеся хозяйственные операции, следовательно, б.у. является документальным и доказательным, т.к. каждая его запись подтверждается соответствующим документом.

Б.у. имеет отличительные особенности – он является: непрерывным, последовательным и стоимостным.

Т.о., бухгалтерский учет – это система обобщения и наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью, отражаемой упорядоченно и непрерывно с помощью специальных документов с целью получения данных о работе предприятия и контроля за его деятельностью.

Предмет бух. учета включает: теорию б.у., финансовый учет и управленческий учет.

Т.Б.У. – это организация системы б.у., ее теоретические, методологические и практические основы.

Финансовый учет обеспечивает регистрацию и отражение хозяйственных операций с целью составления бухгалтерских отчетов, в т.ч. и для внешних пользователей.

Управленческий учет предназначен для сбора внутренней учетной информации, которая используется при принятии управленческих решений.

1.2 Задачи и функции бухгалтерского учета

Стоимостной и натурально-вещественный состав хозяйственных средств определяется спецификой деятельности предприятия, основу которой составляют три процесса: заготовление, производство и реализация. В результате учета процессов заготовления и реализации путем сопоставления плановых и отчетных показателей выявляется экономия или перерасход, а в учете процесса реализации – прибыль или убыток.

Основными задачами б.у. являются:

— обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами;

— формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой как для оперативного управления, так и для внешних пользователей (инвесторов, кредитных органов и др.);

— выявление внутренних резервов, их мобилизация и эффективное использование.

В соответствии с федеральным законом от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О Б.У.» к ведению б.у. предъявляются следующие требования:

— б.у. имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведет в валюте РФ – в рублях;

— имущество, являющееся собственностью организации, учитывают обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;

— организация ведет б.у. непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ;

— б.у. ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов б.у.

В системе управления хозяйственной деятельностью предприятия б.у. выполняет следующие функции:

* контрольную (контроль предварительный, текущий и последующий);

* информационную (требования к информации: оперативность достоверность, своевременность, объективность);

* обеспечения сохранности имущества;

* обратной связи;

* аналитическую.

1.3 Концептуальные принципы МСФО

В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности основополагающими бухгалтерскими допущениями являются метод начисления и непрерывность деятельности.

Метод начисления. Его сущность заключается в том, что результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не в том случае, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся. Благодаря этому финансовая отчетность информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой или получением денежных средств, но и об обязательствах заплатить деньги в будущем и о ресурсах, представляющих денежные средства, которые будут получены в будущем.

Непрерывность деятельности. Финансовая отчетность обычно составляется на основе допущения, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. Если такое намерение или необходимость существует, финансовая отчетность должна составляться на иной основе, которую необходимо раскрыть.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это документы, определяющие общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагающие варианты оценки и учета активов, обязательств и операций по их изменению.

Каждый стандарт состоит из следующих элементов: номер стандарта, его название, цели, сфера применения, порядок учета, основные определения, раскрытие информации, дата вступления в силу. Сфера применения стандарта определяет конкретные объекты учета, охватываемые соответствующим стандартом, а в некоторых случаях и круг охватываемых компаний.

МСФО не являются обязательными для применения и носят рекомендательный характер. Разрабатываются они Комитетом международных стандартов финансовой отчетности. К настоящему времени разработано 38 МСФО

Некоторые страны применяют МСФО практически без их изменения; другие страны (в том числе и Россия) принимают МСФО в качестве основы для разработки национальных стандартов, внося в них изменения соответственно национальным условиям (например, особенностям налоговых систем).

В настоящее время МСФО добровольно применяют при составлении отчетности около 40 тыс. транснациональных корпораций, охватывающих более 200 тыс. предприятий различных стран. Большинство бирж приняло МСФО для применения к акциям с международной котировкой (кроме бирж США, Канады и Японии).

Качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

Понятность. Информация, представленная в финансовой отчетности, должна быть доступной для понимания пользователем, который имеет достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности. Вместе с тем информация о сложных и важных вопросах не должна исключаться только из-за того, что может оказаться слишком сложной для понимания определенными пользователями.

Уместность . Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки. На уместность информации влияют ее характер и существенность. Например, само сообщение о новом сегменте может повлиять на оценку рисков и возможностей, имеющихся у компании, независимо от существенности результатов, достигнутых новым сегментом в отчетном периоде. Существенной считается информация, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основании финансовой отчетности.

Надежность. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда она правдиво представляет соответствующие факты и события.

Чтобы быть надежной, информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть

— нейтральной, т.е. непредвзятой.

— полной. Пропуск информации может сделать ее ложной или дезориентирующей, а, следовательно, ненадежной и несовершенной.

Сопоставимость . Пользователи должны иметь возможность сопоставлять финансовую отчетность компании за разные периоды времени, а также финансовую отчетность разных компаний. Для обеспечения сопоставимости измерение и отражение финансовых результатов должны осуществляться в сравниваемых периодах по единой методологии в разных компаниях. Сведения об изменении методологии измерения и отражения финансовых результатов должны сообщаться в учетной политике компаний.

Российские организации, акции которых имеют международную котировку, и соответствующие компании Европейского союза должны перейти на составление отчетности по МСФО начиная с отчетности 2005 г.

1.4 Реформирование системы бухгалтерского учета в РФ

В конце 1997 года была принята правительственная программа по адаптации бухгалтерского учета в РФ к системе международных стандартов. За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли определенные изменения, связанные с переходом экономики страны на рыночные отношения.

Прежде всего, это создание документов (правовые вопросы, методологическая база бухгалтерского учета и т.д.). Среди основных нормативных актов по методологии б.у.: Положение о бухгалтерском учете и отчетности, План счетов, ПБУ 1.94. и др. Все эти документы заложили основу нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Были введены новые объекты бухгалтерского учета (лизинг, аренда, нематериальные активы и т.д.), изменена методология учета многих объектов.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях возложена на руководителя, который получил право привлекать сторонние организации на контрактной основе.

Произошли изменения в бухгалтерской отчетности (состав, содержание, адреса в значительной мере соответствуют международным стандартам).

Эти и другие изменения дают основание считать их первым этапом перехода национальной системы бухгалтерского учета к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики.

К последующим этапам развития бухгалтерского учета относятся:

· Совершенствование правового регулирования бухгалтерского учета

· Разработка отечественных стандартов (положений) по бухгалтерскому учету и отчетности, ориентированные на международные стандарты и в полной мере отвечающие специфике национального учета.

· Разработка организационной системы бухгалтерского учета, связанной с выделением финансового и управленческого учета

· Разработка стратегической системы учета, основанной на гармонизации учета и маркетинга, подготовка и переподготовка бухгалтерских кадров и международное сотрудничество.

Все большее влияние на развитие отечественного бухгалтерского учета оказывает международная практика. Определение основных тенденций регулирования бухгалтерского учета позволяет прогнозировать направление развития национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и соответствующих требований к ней.

Выделяется два основных подхода к организации бухгалтерского учета: британо-американская и континентальная модели бухгалтерского учета.

Британо-американская модель – исключительное саморегулирование бухгалтерского учета. Государство формально не руководит учетной практикой. Эта система учета развивается различными профессиональными ассоциациями бухгалтеров на основе гибких учетных стандартов (их разрабатывают на основе накопленного опыта, доводов и т.д.) . В основе этой модели – система законодательства общеправовой ориентации (законы общего права, разрешено то, что не запрещено) . Такое законодательство детально не регламентирует жизнь физических и юридических лиц, а устанавливает границы свободы действий. Эта модель распространена в США, Англии, Голландии и т.д. Основным органом, занятым изданием учетных стандартов является Совет по стандартам финансового учета (FASB). Главная цель Совета – разработка и совершенствование учетных норм, предназначенных для использования в частном секторе экономики, аудиторами и пользователями бухгалтерской отчетности.

Совет является независимым. Независимость обеспечивается тем, что наблюдение за деятельностью Совета осуществляется Фондом финансового учета. Помимо Совета сформирован Совет по стандартам учета в государственных учреждениях. Параллельно с этим Советом регулированием учетной практики занимается правительственная организация Комиссия по ценным бумагам и биржам (представление и защита интересов инвесторов в соответствии с законом о ценных бумагах).

Совокупность норм, регулирующих финансовый учет, образует общепринятые нормы бухгалтерского учета ( GAAP ). Эти методы исходят из приоритета потребностей внешних пользователей финансовой отчетности. Применяются многими частными компаниями. Хотя для многих частных компаний не существует обязательного аудита и т.д., они часто придерживаются этих общепринятых норм.

Континентальная модель – юридическая регламентация учета, унификация принципов и процедур учета (Германия, Франция, Испания и др.). Здесь учетные стандарты имеют статус государственных актов. Такой подход во многом порожден действием в этих странах кодексов законов, установлен административно-разрешительный режим правового регулирования (строго по букве закона).

Анализ обеих моделей выявляет основные черты современных систем регулирования бухгалтерского учета. Цель регулирования бухгалтерского учета наиболее точно и полно сформулирована международной группой экспертов ООН: обеспечение доступной и сопоставимой информации, включая информацию нефинансового характера, предоставление правдивого и объективного финансового положения, доходов и убытков в финансовой отчетности.

В большинстве стран регулирования бухгалтерского учета сосредоточено на финансовой отчетности (принципы бухгалтерского учета, методы оценки, круг информации в отчетности и т.д.).

В РФ происходит смешение этих двух моделей регулирования бухгалтерского учета. Правовое регулирование бухгалтерского учета в нашей стране можно представить в следующем порядке.

1 уровень. Закон о бухгалтерском учете и иные акты законодательной и исполнительной власти.

2 уровень. Положения по бухгалтерском учете и отчетности, утвержденные Минфином и другими органами с функциями нормативного регулирования бухгалтерского учета.

3 уровень. Методические указания и рекомендации Минфина и др. органов (содержат детальные рекомендации по организации учета по соответственным объектам).

4 уровень. Рабочие инструкции и указания по учету в самих предприятиях и организациях (учетная политика).

Закон о бухгалтерском учете призван определить единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета в стране, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности, составление отчетности и состав хозяйствующих субъектов, обязанность вести бухгалтерский учет и составлять отчетность.

Положения по бухгалтерскому учету и отчетности (национальные стандарты) – свод основных правил, устанавливаемых принципы учета определенного объекта (совокупности объектов).

Методические указания и рекомендации по бухгалтерскому учету должны представлять собой свод правил и рекомендаций по порядку учета объектов. Призваны наиболее полно определять правила, в т.ч. отдельные элементы техники ведения учета соответственных объектов (эти инструкции составляются в дополнение к положениям о бухгалтерском учете).

Приведенная система регулирования и организации бухгалтерского учета в РФ является упрощенной, однако она позволяет вычленить то главное, что лежит в основе системы регулирования. До 1992 года в РФ высшей юридической силой по бухгалтерскому учету было положение о бухгалтерском учете и балансах. Регулирование бухгалтерского учета с 1992 года осуществляется на концептуальном уровне и в отношение конкретных учетных методик. Позволяет создать необходимую основу для точной, достоверной информации о деятельности хозяйствующих субъектов и интерпретации информации.

Усиление роли государства в регулировании бухгалтерского учета является проявлением тенденции возрастающего значения государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

В последнее время все большую роль в регулировании бухгалтерского учета в РФ играют профессиональные организации. Это отражает тенденцию к тому, что разработка норм учета является в большей степени процессом согласования интересов различных групп.

Стратегия развития системы учета основана:

1) на взаимосвязи учета и маркетинга, призвана систематизировать информацию, связанную с реализацией продукции.

2) на определении финансового положения предприятия.

3) на повышении образовательного уровня бухгалтерских кадров в учебных заведениях, а также на повышении требований к профессиональной аттестации бухгалтеров.

Несмотря на все проведенные мероприятия по совершению бухгалтерского учета, действующая система бухгалтерского учета еще не отвечает международным стандартам, т.к. не обеспечивает необходимой информацией. Важная проблема заключается в соотношении правил ведения бухгалтерского учета и налогообложения (т.е. Первый существенно зависит от последнего). При действующей налоговой системе часть предприятий сознательно искажает учетные данные. В целях изменения такого положения в конце 1997 года была разработана правительственная программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Задачи реформирования бухгалтерского учета следующие:

1. формирование бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивающихф полезность информации для внешних пользователей,

2. увязка их с международными стандартами,

3. оказание методической помощи предприятию во внедрении системы управленческого учета.

Основные направления системы:

· создание законодательной базы (национальных стандартов),

· методическое обеспечение,

· подготовка кадров,

· международное сотрудничество.

Ключевой этап реформирования бухгалтерского учета – разработка новых и уточнение старых положений о бухгалтерском учете и внедрение их в практику.

Учебная работа. Сущность и содержание бухгалтерского учета 3 № 844