Учебная работа :Международные и федеральные российские стандарты аудиторской деятельности сравнительный анали №327

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 4,83 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «АУДИТ»

«МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ (РОССИЙСКИЕ) СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)»

Выполнил :

Проверил :

Пенза 2010 г

СОДЕРЖАНИЕ

…………………………………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТЕНДАРТА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………………………………………………………… 5

1.1. Сущность МСА ……………………………………………………………………………. 5

1.2. Классификация МСА …………………………………………………………………….. 7

ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ (РОССИЙСКИЕ) СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………………………….. 10

2.1. Структура и значение федеральных стандартов (ПСАД)………………… 10

2.2. Классификация федеральных аудиторских стандартов………………….. 14

ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУНАРИДНЫХ СТАНДАРТОВ С ДРУГИМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………….. 20

3.1. МСА с национальными стандартами…………………………………………….. 20

3.2. Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита …………………………………………………………………………………………………………. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………… 30

Важную роль в аудите и аудиторской деятельности играют стандарты аудита, регулирующие профессиональную деятельность аудиторов. Стандарты аудита — это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.

Эти стандарты имеют широкое распространение, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, к аудиторскому заключению и к самому аудитору. С изменением экономической среды аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательств качества проведения аудита в суде и меры ответственности аудиторов.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, а также методологию аудита. Стандарты определяют базовые принципы, которым должны следовать все представители профессии. Они должны выполняться независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступление от стандартов, должен быть готов объяснить причину этого.

Значение стандартов состоит в том, что они:

• обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

• содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

• помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;

• создают общественный имидж профессии;

• устраняют контроль со стороны государства;

• помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

• обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТЕНДАРТА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1. Сущность МСА.

Все профессии имеют технические и этические стандарты, которые служат руководством для лиц данной профессии при выполнении ими обязанностей и регулировании отношений с различными группами пользователей.

Слово «стандарт» буквально переводится как образец, т. е. в нашем случае как набор общепринятых требований к работе аудитора. Профессиональные технические и этические стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудитора их клиенты и общественность. В отличие от процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом и изменяются в зависимости от масштабов производства клиента, специализации, системы бухгалтерского учета и других обстоятельств, стан­дарты являются мерой качества исполнения работы. Аудиторские стандарты должны быть неизменными независимо от спектра деятельности.

Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, которые обеспечивают определенный уровень гарантии результатов проверки. По мере изменения экономической ситуации в стране стандарты периодически пересматриваются.

На основе аудиторских стандартов формируются учебные про­граммы подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит.

Значение стандартов состоит в том, что они:

• обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки;

•способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

•помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

•повышают престиж профессии;

•облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;

•обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.

Главная особенность стандартов, по мысли их создателей, заключается в том, что если в судебном разбирательстве будет доказано последовательное использование аудитором стандартов, то с него (аудитора) может быть снята значительная часть ответственности. Этот факт впервые нашел отражение в практике английских и аме­риканских судов, которые, как правило, отклоняли иски клиентов к аудиторам, если последним удавалось доказать, что в своей работе они четко следовали общепринятым стандартам.

В 70-х гг. под руководством Международной Федерации Бухгалтеров с целью совершенствования качества и унификации порядка проведения аудита во всем мире началась разработка Международных стандартов аудита. Международные регулятивы проведения аудита (International Auditig Guidelines), которые издает Совет по международным стандартам аудита и гарантии качества МФБ, преследуют двойную цель: способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма не соответствует общемировому, и унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

Статус международных стандартов аудита определяется назначением, содержанием и порядком их применения.

МСА предназначены для применения при проведении независимого аудита финансовой отчетности. Кроме того, МСА, адаптируемые по необходимости, применяются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг.

Они содержат основные принципы, сопутствующие методы и процедуры проведения аудита, а также соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала, которые обеспечивают руководство по их применению.

МСА применяются в существенных аспектах, поэтому в исключительных обстоятельствах для более эффективного выполнения задач аудита аудитор может посчитать необходимым отступить от МСА. Отступление от положений МСА должно быть аргументировано аудитором. Любое ограничение в отношении применимости отдельного МСА разъясняется во введении к MCA [1].

1.2. Классификация МСА.

Разработкой, внедрением и продвижением международных стандартов аудита непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) – международное объединение бухгалтерской профессии. Целью Федерации является развитие и совершенствование бухгалтерской профессии, что позволяет ей оказывать услуги на высоком качественном уровне в интересах всего общества.

В России применяется три варианта международных стандартов аудита.

1. Дословный перевод на русский язык МСА издания 1999г., одобренный Международной ассоциацией бухгалтеров (IFAC).

2. Второе официальное издание сборника МСА.

3. Стандарты аудита, подготовленные специалистами Российской коллегии аудиторов, представляющие собой перевод на русский язык МСА издания 1994г. с комментариями.

В табл. 1 приведен перечень Международных стандартов аудита и Положений о международной аудиторской практике. [10]

Таблица 1

Перечень МСА и ПМАП

В редакции 2001 года (52 стандарта) По состоянию на 2005 г. (58 стандартов)
100-199 Вводные аспекты
100 Задания, обеспечивающие уверенность отсутствует
120 Основные принципы Международных стандартов аудита отменен в дек. 2004
200-299 Обязанности
200 Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности
210 Условия аудиторских заданий
220 Контроль качества работы в аудите
230 Документирование
240 Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности
240А Мошенничество и ошибка отсутствует
250 Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности
260 Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями
300-399 Планирование
300 Планирование
310 Знание бизнеса отменен в дек. 2004
320 Существенность в аудите
400-499 Внутренний контроль
400 Оценка рисков и внутренний контроль отменен в дек. 2004
401 Аудит в среде компьютерных информационных систем отменен в дек. 2004
402 Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации
500-599 Аудиторские доказательства
500 Аудиторские доказательства
501 Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей
505 Внешние подтверждения
510 Первичные задания – начальные сальдо
520 Аналитические процедуры
530 Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования
540 Аудит оценочных значений
550 Связанные стороны
560 Последующие события
570 Непрерывность деятельности
580 Заявления руководства
600-699 Использование работы третьих лиц
600 Использование работы другого аудитора
610 Рассмотрение работы внутреннего аудита
620 Использование работы эксперта
700-799 Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)
700 Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности
700А Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности
710 Сопоставимые значения
720 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность
800-899 Специализированные области
800 Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей
810 Исследование ожидаемой финансовой информации отсутствует
900-999 Сопутствующие услуги
910 Задание по обзорной проверке финансовой отчетности отсутствует
920 Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации отсутствует
930 Задания по компиляции финансовой информации отсутствует
1000-1100 Положения по международной аудиторской практике
1000 Процедуры межбанковского подтверждения
Дополнения 1-3 к предмету 400
1001 Среда ИТ – Автономные персональные компьютеры отменен в дек. 2004
1002 Среда ИТ – Онлайновые компьютерные системы отменен в дек. 2004
1003 Среда ИТ – Системы баз данных отменен в дек. 2004
1004 Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами
1005 Особенности аудита малых предприятий
1006 Аудит международных коммерческих банков
1007 Контакты с руководством клиента отменен в июн. 2001
1008 Оценка рисков и система внутреннего контроля – характеристики КИС и связанные с ними вопросы отменен в дек. 2004
1009 Методы аудита с помощью компьютеров отменен в дек. 2004
1010 Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности
1011 Выводы для руководства клиента и аудиторов по вопросу 2000 года отменен в июн. 2001
1012 Аудит производных финансовых инструментов

ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ (РОССИЙСКИЕ) СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Структура и значение федеральных стандартов (ПСАД).

Федеральные правила (стандарты) в России определяются в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» следующим образом. [9]

1. Определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом;

2.Разрабатываются соответствии с международными стандартами аудита;

3.Являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в саморегулиремых организациях аудиторов; правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских ор­ганизаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.

Саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и утверждает стандарты в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами. При этом дополнительные требования правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемых организаций.

Закон предусматривает три вида правил (стандартов):

• федеральные;

• правила (стандарты) саморегулиремых организаций;

• внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты являются внешними и носят универсальный характер.

Правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат обычно следующие разделы:

• «Общие принципы правила (стандарта)»;

• «Основные понятия и определения (если необходимо), используемые в стандарте»;

• «Сущность стандарта»;

• «Практические приложения».

В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются:

• цель и необходимость разработки данного стандарта;

• объект стандартизации;

• сфера применения стандарта;

• взаимосвязь с другими стандартами.

Раздел «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» охватывает новые термины и их краткую характе­ристику.

В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

Раздел «Практические приложения» включает различные приложения — схемы, таблицы, образцы документов и др.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты: номер стандарта, дату ввода в действие, цель разработки, сферу применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.

Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости) [4].

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» Правительство Российской Федерации постановило утвердить следующие федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности:

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности первой очереди

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА
№ 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
№ 2. Документирование аудита.
№ 3. Планирование аудита.
№ 4. Существенность в аудите.
№ 5. Аудиторские доказательства.
№ 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности второй очереди

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА
№ 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту.
№ 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.
№ 9. Связанные стороны.
№ 10. События после отчетной даты.
№ 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности третьей очереди

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА
№ 12. Согласование условий проведения аудита.
№ 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита.
№ 14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита.
№ 15. Понимание деятельности аудируемого лица.
№ 16. Аудиторская выборка.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности четвертой очереди

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА
№ 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях.
№ 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников.
№ 19. Особенности первой проверки аудируемого лица.
№ 20. Аналитические процедуры.
№ 21. Особенности аудита оценочных значений.
№ 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника.
№ 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности пятой очереди

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА
№ 24. Основные принципы федеральных правил(стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами.
№ 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация.
№ 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
№ 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
№ 28. Использование результатов работы другого аудитора.
№ 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита.
№ 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации.
№ 31. Компиляция финансовой информации.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности шестой очереди

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА
№ 32. Использование аудитором результатов работы эксперта.
№ 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности.
№ 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях.

Российские ПСАД позволили значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.

Аудиторские стандарты используются также в суде для доказательства качества проведения аудита в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший, в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

• способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;

• содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;

• определяют действия аудитора в конкретных ситуациях [3].

2.2. Классификация федеральных аудиторских стандартов.

На основе Международных стандартов аудита были разработаны и утверждены Правительством РФ 34 федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (ПСАД). [6]

Таблица 2

Перечень утвержденных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности

пра-вила

Наименование

Краткое содержание

Соответствие МСА
1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности , цель аудита, общие принципы ауди­та, объем аудита, разумная уверенность, от­ветственность за бухгалтерскую (финансовую) отчетность 200
2 Документирование аудита , форма и содержание рабочих до­кументов, конфиденциальность, обеспечение сохранности рабочих документов и право собственности на них 230
3 Планирование аудита , планирование работы, общий план аудита, программа аудита, изменения в об­щем плане и программе аудита 300
4 Существенность в аудите , существенность, взаимосвязь ме­жду существенностью и аудиторским рис­ком, существенность и аудиторский риск при оценке аудиторских доказательств, оценка последствий искажений 320
5 Аудиторские доказатель­ства , достаточные надлежащие аудитор­ские доказательства, процедуры получения аудиторских доказательств 500
6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгал­терской) отчетности

, основные элементы аудиторского заключения, аудиторское заключение, мо­дифицированное аудиторское заключение, обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения, не являющегося без­оговорочно положительным

700
7

Контроль качества выполнения заданий по аудиту

, определения, обязанности руководителя аудиторской проверки по обеспечению качества проведения аудита, этические требования, решение о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с клиентом по конкретному аудиторскому заданию, формирование аудиторской группы, выполнение задания, мониторинг 220
8

Понимание деятельности аудируемого лица, среды в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности

, процедуры оценки рисков и источники информации о деятельности аудируемого лица и среде, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, оценка рисков существенного искажения информации, сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям собственника, документирование, приложение N 1

к правилу (стандарту) N 8 (Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется), приложение N 2 к правилу (стандарту) N 8 (Элементы системы внутреннего контроля), приложение N 3 к правилу (стандарту) N 8 (Условия и события, которые могут указывать на риски существенного искажения информации)

400
9 Связанные стороны , наличие связанных сторон и раскрытие информации о них, операции со связанными сторонами, проверка выявленных операций со связанными сторонами, заявления руководства аудируемого лица, выводы аудитора и аудиторское заключение 550
10 События после отчетной даты , события, произошедшие до даты подписания аудиторского заключения, от­ражение событий, происшедших после даты подписания аудиторского заключения, но до даты представления пользователям финан­совой (бухгалтерской) отчетности, отраже­ние событий, обнаруженных после пред­ставления пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществление эмиссии ценных бумаг 560
11 Применимость допуще­ния непрерывности дея­тельности аудируемого лица , факторы, оказывающие влияние на непрерывность деятельности, действия аудитора по планированию и проверке применения допущения непрерывности деятельности аудируемого лица, дополни­тельные аудиторские процедуры в случае выявления факторов, касающихся допуще­ния непрерывности деятельности аудируе­мого лица, выводы аудитора и аудиторское заключение, подписание или утверждение финансовой (бухгалтерской) отчетности значительно позже отчетной даты 570
12 Согласование условий проведения аудита , договор оказания аудиторских услуг, повторяющийся аудит, изменение аудиторского задания, приложение к правилу (стандарту) N 12 (Пример письма о проведении аудита) 210
13 Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудит , ошибки и недобросовестные действия, ответственность представителей собственника и руководства аудируемого лица, обязанности аудитора, аудиторские процедуры при обстоятельствах, указывающих на возможные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, влияние искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности на аудиторское заключение, документирование факторов риска и допол­нительных аудиторских процедур, официальные заявления и разъяснения руководства, сообщение информации, неспособность аудитора завершить аудиторское задание, приложение N 1 к правилу (стандарту) N 13 (Примеры факторов риска, связанных с искажениями в результате недобросовестных действий), приложение N 2 к правилу (стандарту) N 13 (Примеры модифицирования аудиторских процедур в качестве реакции на оценку факторов риска, связанных с искажениями в результате недобросовестных действий), приложение N 3 к правилу (стандарту) N 13 (Примеры обстоятельств, указывающих на возможные недобросовестные действия или ошибку) 240
14 Учет требований норма­тивных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита , ответственность руководства аудируемого лица за соблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации, рассмотрение аудитором соблюдения законодательства Российской Федерации аудируемым лицом, процедуры, применяемые при выявлении фактов несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации, сообщение о несоблюдении нормативных правовых актов Российской Федерации, отказ от аудиторского задания, приложение к правилу (стандарту) N 14 (примеры факторов, которые могут указывать на несоблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации) 250
15 Понимание деятельности аудируемого лица Утратило силу 310
16 Аудиторская выборка , определения, используемые в настоящем правиле (стандарте) аудиторской деятельности, аудиторские доказательства, учет риска при получении аудиторских доказательств, отбор элементов для тестирования с целью получения аудиторских дока­зательств, статистический и нестатистический подходы к выборочной проверке, построение выборки, объем выборки, отбор подлежащей проверке совокупности элементов, проведение аудиторских процедур, характер и причина ошибок, экстраполяция (распространение) ошибок, оценка результатов проверки элементов в отобранной совокупности, приложение N 1 к правилу (стандарту) N 16 (примеры факторов, влияющих на объем отобранной совокупности для тестирования средств внутреннего контроля), приложение N 2 к правилу (стандарту) N 16 (Примеры факторов, влияющих на объем отобранной совокупности для проверки по существу), приложение N 3 к правилу (стандарту) N 16 (Характеристика методов отбора совокупности) 530
17

Получение аудиторских

доказательств

в конкретных случаях

, присутствие аудитора при прове­дении инвентаризации материально-произ­водственных запасов, раскрытие информации о судебных делах и претензионных спорах, оценка и раскрытие информации о долго­срочных финансовых вложениях, раскрытие информации по отчетным сегментам бухгал­терской (финансовой) отчетности аудируе­мого лица 501
18 Получение аудитором подтверждающей ин­формации из внешних источников , связь процедур внешнего под­тверждения с оценкой рисков, предпосыл­ки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, в отношении которых могут быть получены внешние подтверждения, подго­товка запроса для внешнего подтверждения, позитивные и негативные внешние под­тверждения, пожелания руководства ауди­руемого лица, особенности лиц, предостав­ляющих ответ на запрос, процедура внешнего подтверждения, оценка результатов полу­ченных ответов, получение внешних под­тверждений до отчетной даты 505
19 Особенности первой проверки аудируемого лица , аудиторские процедуры при пер­вой проверке аудируемого лица, особенности аудиторского заключения при первой проверке аудируемого лица, приложение к правилу (стандарту) N 19 (Примерный фрагмент завершающей части аудиторского заключения, включающего оговорку в связи с неучастием аудитора в инвентаризации материально-производственных запасов) 510
20 Аналитические процедуры , сущность и цели аналитических процедур, аналитические процедуры при пла­нировании аудита, аналитические процедуры как разновидность аудиторских процедур про­верки по существу, аналитические процедуры как общая обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, надежность анали­тических процедур, действия аудитора при отклонении от ожидаемых закономерностей 520
21 Особенности аудита оценочных значений , особенности расчета оценочных зна­чений, аудиторские процедуры при аудите оценочных значений, общая и детальная про­верка процедур, используемых руководством аудируемого лица, использование независи­мой оценки, проверка последующих собы­тий, оценка результатов аудиторских процедур 540
22 Сообщение информа­ции, полученной по ре­зультатам аудита, руко­водству аудируемого лица и представителям его собственника , надлежащие получатели информации, информация, сообщаемая руководству аудируемого лица и представителям его собственника, сроки сообщения информации руководству аудируемого лица и представителям его собственника, формы сообщения информации надлежащим получателям, конфиденциальность 260
23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица , признание руководством аудируемого лица ответственности за финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица, использование заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств, документальное оформление заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица, действия ауди­тора при отказе руководства аудируемого лица представить заявления и разъяснения, приложение к правилу (стандарту) N 23 (Образец письма-представления) 580
24 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской дея­тельности, имеющих отно­шение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организа­циями и аудиторами , основные принципы финансовой (бухгалтерской) отчетности, основные принципы аудита и сопутствующих аудиту услуг, уровни уверенности, обеспечиваемой аудитором, аудит, сопутствующие аудиту услуги, ненадлежащее использование имени аудитора, приложение к правилу (стандарту) N 24 (Сравнительная характеристика аудита и сопутствующих аудиту услуг) 120
25 Учет особенностей ауди­руемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчет­ность которого подготав­ливает специализирован­ная организация , вопросы, рассматриваемые ауди­тором аудируемого лица, заключение ауди­тора специализированной организации 402
26 Сопоставимые данные в финансовой (бухгал­терской) отчетности , соответствующие показатели, сопоста­вимая финансовая (бухгалтерская) отчетность, приложение к правилу (стандарту) N 26 (Примеры аудиторских заключений) 710
27 Прочая информация в документах, содер-жащих проаудирован ную финансовую (бухгалтер­скую) отчетность , доступ к прочей информации, рассмотрение, прочей информации, сущест­венные несоответствия, существенное иска­жение фактов, доступность прочей инфор­мации после даты аудиторского заключения 720
28 Использование результа­тов работы другого ауди­тора , назначение в качестве основного аудитора, процедуры, выполняемые основ­ным аудитором, сотрудничество между ауди­торами, вопросы, требующие рассмотрения при составлении аудиторского заключения, разделение ответственности 600
29 Рассмотрение работы внутреннего аудита , объем и цели внутреннего аудита, взаимоотношения между внутренним аудитом и внешним аудитором, понимание и пред­варительная оценка внутреннего аудита, сро­ки взаимодействия и ко- ординации, опенка эффективности внутреннего аудита 610
30 Выполнение согласован­ных процедур в отношении финансовой информации , цель выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информа­ции, общие принципы выполнения согласо­ванных процедур в отношении финансовой информации, определение условий выпол­нения согласованных процедур в отношении финансовой информации, процедуры и дока­зательства, подготовка отчета, приложение к правилу (стандарту) N 30 (Пример отчета о фактах, отмеченных при выполнении согласованных процедур по проверке кредиторской задолженности) 920
31 Компиляция финансовой информации , цель компиляции финансовой ин­формации, общие принципы выполнения компиляции финансовой информации, определение условий компиляции финансовой информации, процедуры, подготовка отчета о выполнении компиляции финансовой ин­формации, приложение к правилу (стандарту) N 31 (Примеры отчетов о компиляции финансовой информации) 930
32

Использование аудитором результатов работы эксперта

, определение необходимости использования результатов работы эксперта, компетентность и объективность эксперта, объем работы эксперта, оценка результатов работы эксперта, ссылка на результаты работы эксперта в аудиторском заключении 620
33

Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

, общие принципы выполнения обзорной проверки, условия проведения обзорной проверки, процедуры и доказательства, подготовка заключения по результатам обзорной проверки, приложение N 1 к правилу (стандарту) N 33 (Примерный перечень процедур, которые могут быть проведены в ходе обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, приложение N 2 к правилу (стандарту) N 33 (Пример заключения по результатам обзорной проверки с выражением безоговорочного положительного мнения), приложение N 3 к правилу (стандарту) N 33 (Примеры заключений по результатам обзорной проверки, содержащих мнение, не являющееся безоговорочно положительным) 910
34

Контроль качества услуг в аудиторских организациях

, обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией, этические требования, принятие на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества, кадровая работа, выполнение задания, мониторинг, документирование 220

Разработанные федеральные аудиторские правила (стандарты) аудита сыграли положительную роль в становлении аудита в России, позволили значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 80 до утверждения Правительством РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской

деятельности при Президенте РФ. [7]
ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУНАРИДНЫХ СТАНДАРТОВ С ДРУГИМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

3.1. Связь МСА с национальными стандартами.

Наряду с международными стандартами в каждой стране существуют национальные стандарты аудита. Они могут быть определены законом, нормативными актами или уполномоченным органом данной страны. Их применение является обязательным при проведении аудита финансовой отчетности или предоставления сопутствующих аудиту услуг. Помимо обязательных к применению стандартов уполномоченный орган или саморегулиремые организации аудиторов страны могут разрабатывать и принимать на местном уровне положения по национальной практике аудита, рекомендуемые к применению аудиторами при проведении аудита.

МФБ признает существование национальных стандартов аудита и стремится учесть их различия при разработке стандартов аудита, которые могут быть приняты на международном уровне.

В разных странах по-разному применяют международные стандарты.

Это связано с тем, что стандарты по возможности практического применения делятся на несколько групп:

В первую группу входят стандарты, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью.

Ко второй группе относятся стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями.

Стандарты третьей группы нуждаются не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их введения.

В четвертую группу относят стандарты, использование которых в данной стране зависит от исторических тенденций развития и национальной психологии.

В связи с этим в некоторых странах проявляют осторожность при формировании собственных и применении международных стандартов аудита.

Так, например, в Канаде, Великобритании и США, имеющих свои национальные стандарты, международные стандарты аудиторскими организациями только принимаются к сведению.

В то же время в других странах, например в Австралии, Бразилии, Голландии и др., международные стандарты используют в качестве базы для разработки собственных.

Именно по этому пути идут крупные отечественные специалисты при разработке стандартов аудита в Российской Федерации.

В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты воспринимаются в качестве национальных.

Аудиторские правила являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии.

К общепринятым правилам (стандартам), в зависимости от изменения экономических условий, выпускаются дополнения, подлежащие выполнению аудиторами.

Аудитор, допускающий в своей практике отступления от комментариев к стандартам, обязан обосновать причины этих отступлений.

Кроме общепринятых правил (стандартов) аудиторы руководствуются и другими, в том числе аттестационными стандартами прогнозов и планов, а также этическим кодексом аудитора.

Следует иметь в виду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в целом, но не конкретных действий, приемов, способов, процедур, применяемых в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и рациональность которых должна быть обоснована.[11]

В странах, где существуют национальные стандарты, международные стандарты аудита не отменяют местных положений, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В той степени, в какой местные положения соответствуют МСА, аудит, проводимый согласно национальным положениям, автоматически будет соответствовать аудиту, проводимому в соответствии с МСА. В том случае, если местные положения отличаются либо противоречат международным стандартам аудита, организации – члены МФБ включают в свои национальные стандарты аудита принципы, на которых основаны международные стандарты аудита, разработанные МФБ.

Международные стандарты позволяют унифицировать национальные стандарты. Саморегулируемые организации аудиторов разных стан пересматривают свои стандарты с целью приближения их к международным подходам. Процесс гармонизации аудиторских стандартов довольно длителен и может занять несколько десятков лет, поскольку каждая страна имеет различный уровень экономического развития. Нельзя забывать и о менталитете нации, т.е. об образе мышления, навыках, квалификации, культуре, традициях. То, что может быть приемлемо для одной страны, не подходит для другой. Тем не менее особенности объективного и субъективного характера стираются. Однако международные стандарты – это не панацея от всех бед, а только действенный инструмент совершенствования национальных стандартов, главная цель которых сводится к формированию профессионального суждения аудитора.[5]

3.2. Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита.

Международные стандарты финансовой отчетности и аудита являются эффективным инструментарием формирования качественной финансовой информации. Они основаны на обобщении мировой практики в области учета, отчетности и аудита, обеспечивают простоту восприятия финансовой информации и четкую экономическую логику.

Мировой процесс принятия единых международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в настоящее время привлекает специалистов всего мира. В деловом и профессиональ­ном сообществе признано, что в наибольшей степени соответствует рыночной экономике система финансовой отчетности, описываемая Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Она обеспечивает рынок полезной широкому кругу пользователей финансовой информацией и является важной составляющей качественного корпоративного управления компанией. Использование МСФО позволяет компании предоставлять достаточный объем информации о себе, а заимодавцу и потенциальному инвестору — понять и оценить риски, с которыми связано предоставление финансирования. Практика свидетельствует, что если компания составляет отчетность в соответствии с МСФО, то, во-первых, она имеет доступ на международные рынки капитала, а, во-вторых, становится более конкурентоспособной в борьбе за привлечение источников финансирования с рынка.

Международные стандарты, согласно которым составляются финансовые отчеты, разработаны одним из советов МФБ — Советом по международным стандартам бухгалтерского учета (IASB). Он был создан 29 июня 1973 г. в соответствии с соглашением бухгалтерских органов Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, США. Основной задачей этого совета является развитие бухгалтерских принципов, приемлемых и понимаемых во всем мире. Переход к единым стандартам является приоритетным для всего мирового сообщества.

Международные стандарты финансовой отчетности внесли большой вклад как в совершенствование, так и в гармонизацию финансовой отчетности во всем мире. Аналогично МСА они используются:

— как основа для национальных требований к финансовой отчетности во многих странах;

— как международный норматив для тех стран, которые разрабатывают свои собственные требования (включая основные развитые страны и возрастающее число новых рынков, таких как Китай и многие другие страны Азии, Центральной Европы и СНГ);

— фондовыми биржами и регулирующими органами, разрешающими иностранным и национальным компаниям представлять финансовые отчеты в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности;

— наднациональными органами, такими как Европейская комиссия, которая в 1995 г. объявила о том, что в значительной степени опирается на МСФО при подготовке документов, отражающих по­требности рынков капитала; и

— непосредственно экономическими субъектами.

МСА и МСФО практически не связаны друг с другом и рассматривают разные стороны бухгалтерской деятельности.

МСФО содержат требования по подготовке финансовой отчетности, т. е. регламентируют процедуру отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об активах, о задолженности, прибыли, об убытках, оценке бухгалтерских статей и т. п. МСФО унифицируют основополагающие требования бухгалтерского учета, такие как: содержание отчетности, критерии внесения в отчетность различных ее элементов, правила оценки элементов отчетности, объ­ем представляемой в отчетности информации.

МСА содержат общие требования, предъявляемые к проведению аудита и аудиторам. Они включают: цель аудита (подтверждение достоверности финансовой отчетности); требования к аудиторам (независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, профессиональное поведение и выполнение стандартов); требования по планированию аудита, в том числе по изучению систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента; требования по сбору аудиторских доказательств и выполне­нию аудиторских процедур; требования по документированию аудита (подготовка аудиторских файлов или досье по результатам работы с данным клиентом); основные характеристики видов аудиторских выборок; порядок контроля качества работы в аудиторских фирмах; основные положения по распределению ответственности, если, например, с данным клиентом работают разные аудиторские фирмы или в аудите используются привлеченные специалисты, не являющиеся аудиторами; требования к оформлению и содержанию аудиторского заключения.

Так, МСА практически не касаются вопросов бухгалтерского учета, т. е. не содержат положений по проверке конкретных участков бухгалтерского учета (например, проверка основных средств, деби­торской задолженности). Эти вопросы раскрываются иногда в каче­стве практических примеров и обычно не учитывают особенности системы учета и подготовки отчетности данной страны.

Взаимосвязь международных стандартов отчетности и аудита проявляется в следующих направлениях:

— единство терминологии, применяемой в международных стандартах финансовой отчетности и МСА;

— использование аудиторами МСФО, в целом, в качестве критерия соответствия проверяемой отчетности, установленным требованиям.

Одним из преимуществ, которое обеспечивается МФБ, является общая терминология, используемая в МСФО и МСА. Благодаря этому обеспечивается единство взглядов на цели и объекты аудита между аудиторами и представителями аудируемых лиц, отвечающими за подготовку финансовой отчетности.

Аудит финансовой отчетности в понимании МСФО и МСА — это процесс, в ходе которого аудитору предоставляется, возможность выразить мнение в отношении того,- подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с установленными принципами финансовой отчетности. В качестве основы могут выступать как международные, так и национальные стандарты финансовой отчетности. Если аудируемый субъект составляет отчетность в соответствии с МСФО, то при проведении аудита возникает необходимость в использовании практически всех введенных в действие стандартов финансовой отчетности.

В международных стандартах аудита встречаются прямые ссылки на МСФО и другие документы, разработанные СМСБУ.

Таблица 3

Взаимосвязь МСА и МСФО

Номер и наименование МСА Содержание ссылки на документы, разработанные СМСБУ (IASB)

МСА (ISA) № 200.

Цель и общие принципы ауди­та финансовой отчетности

В качестве основ финансовой отчетности, которым должна соответствовать проверяемая информация, первыми названы Международные стандарты финанcoвой отчетности

MGA (ISA) 320.

Сущест­венность в аудите

Понятие «существенность» определено в соответст­вии с «Принципами составления финансовой отчетности», разработанными СМСБУ

МСА (ISA) 550.

Связан­ные стороны

Определения, касающиеся связанных сторон, приведены в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Помимо этого, аудитор должен проверить
раскрытие в отчетности взаимоотношений и операций со связанными сторонами, перечисленными в МСФО 24. Данное требование не относится к случаям проверки предприятий государственного сектора

МСА (ISA) 560.

События после окончания отчетного периода

Типология событий после окончания отчетного периода определена МСФО 10 «События после отчетной даты»

МСА (ISA) 570.

Допуще­ние о непрерывности деятельности предприятия

Использование допущения непрерывности деятельности предусмотрено «Принципами составления финансовой отчетности»; там же дано определение понятия «существенная неопределенность»

МСЛ (ISA) 700.

Аудитор­ское заключение по фи­нансовой отчетности

Аудитор должен определить, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с признанными основами финансовой отчётности, в качестве которых могут выступать МСФО

Международный стандарт, заданий по (ISRE) 2400.

Задания по обзору фи­нансовой отчетности

Заключение по обзору финансовой отчетности должно содержать оценку ее соответствия установленным основам финансовой отчетности, которыми могут, быть МСФО

Перечисленные ссылки, включённые в текст МСА, дают возможность аудитору получить представление о целях, объеме и методах проверки информации, представленной в финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

Международные стандарты аудита как перечень требований к общему порядку аудита и его процедурам вполне применимы к той системе бухгалтерского учета и подготовки отчётности, которая в настоящее время существует в России, и многие российские аудиторские фирмы с успехом применяют их в своей работе, тем более, что по содержанию больших противоречий между МСА и российскими стандартами нет.

МСА ни в коем случае не смогут заполнить пробел российских компаний в МСФО. Тем не менее российские аудиторские фирмы, имеющие специалистов по МСФО, часто проверяют с их помощью отчетность российских предприятий, подготовленную в соответствии с МСФО, т. е. хорошо владеют и теми и другими стандартами. Как следствие, они могут консультировать различных клиентов в области применения и внедрения МСФО в России. Именно в данном аспек­те проявляется взаимосвязь МСА и МСФО в российских условиях [5].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнивая МСА и российские правила (стандарты) можно сказать, что российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности охвачены главные направления аудиторской деятельности. Однако в связи с тем, что разработка МСА и их совершенствование продолжаются, соответственно, продолжается и работа над российскими правилами (стандартами).

Первые российские правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД), одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, сыграли определенную роль в российском аудите. К сожалению, первые из них разрабатывались еще в то время, когда в России не только отсутствовал официальный перевод Международных стандартов аудита (МСА) на русский язык, но и английский первоисточник МСА находился в распоряжении далеко не всех специалистов-разработчиков. Неизбежно многие российские ПСАД были подготовлены не столько на основе МСА, сколько на основе иной учебной и методической литературы, имевшейся в распоряжении разработчиков. Соответственно, текстуально и по своему строению российские ПСАД значительно отличались от аналогичных им МСА, хотя и соответствовали основным подходам МСА по содержанию. В ходе последующей подготовки ПСАД удалось добиться и большего соответствия МСА по форме, но при этом часто разработчики «из лучших побуждений» добавляли в текст отдельные положения и требования, которые должны были бы, по их мнению, лучше отразить специфику российского аудита.

Цель разработки российских Правил (стандартов) аудиторской деятельности – подготовка пакета документов, основанного на системе МСА, поэтому стандарты, противоречащие МСА, умышленно никто готовить не планировал. Тем не менее, по различным причинам некоторые российские правила (стандарты), даже совпадающие по названию и содержанию с международными прототипами, существенно от них отличаются.

Российские документы отличаются от МСА по структуре и логике изложения, они базируются на положениях российского гражданского права, в них содержатся образцы типичных для российской юридической практики договорных документов и пр. В этом смысле российские стандарты чисто внешне достаточно сильно отличаются от МСА. Тем не менее, мы считаем, что они весьма близки по сути, а имеющиеся расхождения связаны в первую очередь со спецификой российской правовой практики.

Другой причиной различия российских правил (стандартов) и МСА являются требования российских нормативных актов более высокого уровня, которым не должны противоречить положения отечественных стандартов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. международные стандарты аудита: учеб. пособие/ под ред. С.М. Бычковой. – М.: ТК Велби, Издательство Проект, 2007. – 432 с.

2. Методические указания по выполнению курсовой работы. Аудит. Для студентов V курса (первое высшее образование) специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».–М.: Вузовский учебник, 2004 – 17с.

3. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. международные и внутренние стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.И. Подольского. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 302 с.

4. Подольский В.И. Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ под ред. В.И. Подольского. – 4е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2008. – 744 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

5. Подольский В.И. Аудит: учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А. Сотникова и др., Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. – 583 с.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности ( ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228, от 25.08.2006 N 523, от 22.07.2008 N 557, от 19.11.2008 N 863)

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002г. № 80 « О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»

8. Соколова Е.С. Аудит / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. — М., 2003. — 87 с.

9. Федеральный закон«Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.08г.

10. http://auditruss.ru/6.html

11. http://www.uchebniki-online.com/read/262/

Учебная работа :Международные и федеральные российские стандарты аудиторской деятельности сравнительный анали №327