Учебная работа. Методика аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами 2 № 1686

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Методика аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами 2 № 1686

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Курсовая работа

по дисциплине: «Аудит»

на тему:

«Методика аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами»

Выполнила Шатова О.Ю.

Студентка 5 курс (день)

Специальность БУ, анализ и аудит в комм. организациях

№ зачетной книжки 03 УБД 13791

Преподаватель Куликова Г.А.

Брянск 2008г.

Содержание

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретические основы методики проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.1 Нормативные основы методики проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …5

1.2 Теоретические основы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

1.3 Порядок проведения аудиторской проверки и оценка ее результатов……………………………………………………………………….18

Глава 2. Методика аудиторской проверки ОАО «Лазурит». . . . . . …..31

2.1 Подготовка и планирование аудита расчетов с подотчетными лицами………..…………………………………………………………………. 31

2.2 Осуществление аудиторских процедур по существу. . . . . . . 42

2.3 Документирование аудита и оценка его результатов.. . . .. . . 44

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 47

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 48

Приложения

Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета. Собственники и прежде всего коллективные собственники, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности. Так как обычно они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности.

Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, т.к. включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других видов финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе. Практика аудиторских проверок показывает, что из всех проверяемых объектов наибольшее количество ошибок и нарушений допускается именно при расчетах с подотчетными лицами. Прежде всего, это связано с низким уровнем системы внутреннего контроля за использованием на предприятии денежных средств и неверным ведением бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.

Целью курсовой работы является изучение вопроса аудита расчетов с подотчетными лицами. Выбор темы связан с актуальностью данной проблемы существующей в бухгалтерском учете. Своевременное выявление нарушений в документальном оформлении и отражении в учете всех видов расчетов с подотчетными лицами обеспечивает действенный контроль и подтверждает достоверность выдачи и возврата подотчетных сумм, что позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой.

Цель данной работы – рассмотреть особенности аудита страховых организаций.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть теоретическое и правовое обоснование аудита расчетов с подотчетными лицами;

— рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Лазурит»;

— рассмотреть состояние внутреннего контроля и аудита на предприятии;

— рассмотреть методику аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами.

Объектом исследования является предприятие ОАО «Лазурит».

Глава 1. Теоретические основы методики проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами

1.1 Нормативные основы методики проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами

Цель аудита заключается в выражении мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, в частности задолженности по расчетам с подотчетными лицами и работниками предприятия. Кроме того, аудитор должен высказать мнение о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета расчетных операций законодательству Российской Федерации.

Таким образом, аудит расчетов с подотчетными лицами заключается в проверке соблюдения действующего законодательства, правильности документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов с подотчетными лицами.

Аудиторская организация, аудитор при проверке данного участка аудита обязаны руководствоваться следующими основными законодательными и нормативными документами:

Общие документы по расчетам с подотчетными лицами:

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 N 129-ФЗ «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» — Содержит перечень обязательных реквизитов первичных документов (статья 9,п. 2). Разрешает составлять документы на машинных носителях (статья 9, п. 7). Руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов (статья 9, п. 3). Обязывает директора организации и главного бухгалтера либо уполномоченных ими лиц подписывать первичные бухгалтерские документы по операциям с денежными средствами (статья 9, п. 3).

2. ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ» утверждено ПРИКАЗОМ Минфина РФ от 13.06.95 N 50 — Положение регулирует особенности бухгалтерского учета имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте, заключающиеся в пересчете стоимости этих имущества и обязательств в рубли, учет курсовых разниц. Приложение к данному Положению содержит указание, что пересчет расходов, произведенных подотчетным лицом при загранкомандировках, в рубли производится по курсу, действующему на дату его составления авансового отчета.

3. ПОЛОЖЕНИЕ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ, утверждено ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (ред. от 31.12.97) — содержит полный перечень затрат, которые фирма вправе относить на себестоимость (п.2 «и» — затраты на командировки).

4. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 — Содержит правила приема, хранения, выдачи наличных денег и оформления первичных документов; ведения кассовой книги; ревизии кассы и соблюдения кассовой дисциплины. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним ( гл. 1, пункт 11).

5. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ, утвержден ПРИКАЗОМ Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (ред. от 17.02.97) — правила синтетического учета операций в бухгалтерском учете. В частности, содержит проводки по отнесению в доход работника подотчетных сумм, не возвращенным в срок.

6. ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 (ред. от 29.12.97) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» — в соответствии с пунктом 19 Инструкции, НДС по приобретенным у организаций оптовой торговли и производителей за наличный расчет материальным ценностям принимается к зачету лишь при наличии соответствующих первичных документов (приходный кассовый ордер, накладная на отпуск товаров), содержащих сумму НДС отдельной строкой). При этом в соответствии с пунктом 1 «ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА СЧЕТОВ — ФАКТУР ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» утвержденным ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 29.07.96 N 914 (ред. от 02.02.98) обязательным условием для зачета НДС, помимо упомянутых выше документов, является наличие счета-фактуры на приобретенные товары, содержащей сумму НДС отдельной строкой.

7. ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 29.06.95 N 35 (ред. от 08.12.97) «ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» — в соответствии с пунктом 8 Инструкции, суммы возмещения работнику командировочных расходов в пределах норм не включаются в совокупный годовой доход работника.

8. Указание ЦБ РФ от 07.10.98 N 375-У «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДЛЕЛЬНОГО РАЗМЕРА РАСЧЕТОВ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ» — устанавливает следующие предельные размеры расчетов наличными деньгами по одному платежу: между юридическими лицами — 10 тысяч рублей; для предприятий потребительской кооперации и организаций торговли ГУИН МВД России — 15 тысяч рублей.

9. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 29.06.94 N 51 (ред. от 15.06.95) «О НОРМАХ И ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ ПРИ НАПРАВЛЕНИИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОНТАЖНЫХ, НАЛАДОЧНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НА КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, А ТАКЖЕ ЗА ПОДВИЖНОЙ И РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ, ЗА ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ И ПОЛЕВЫХ РАБОТ, ЗА ПОСТОЯННУЮ РАБОТУ В ПУТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» — содержит правила компенсации затрат на проезд и проживание работникам, находящимся в поездках, которые не считаются командировками.

По командировкам в пределах Российской Федерации:

10. ИНСТРУКЦИЯ Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 «О СЛУЖЕБНЫХ КОМАНДИРОВКАХ В ПРЕДЕЛАХ СССР» — содержит:

· определение служебной командировки (п. 1);

· правила документального оформления командировки (командировочное удостоверение и, по усмотрению руководителя, приказ о направлении работника в командировку) (п. 2);

· предельные сроки командировок (сроки устанавливает руководитель, но не более 40 дней) (п. 4);

· необходимость ставить в командировочном удостоверении отметки о дне прибытии и дне выбытия из места командировки (п. 6);

· формы журналов по ведению учета работников, отбывающих в командировки (Приложение 2 и 3);

· указание на сохранение за работником находящимся в командировке среднего заработка (п. 9);

· указание на выплату работникам суточных (п. 10);

· перечень расходов, возмещаемых командированному работнику (п. 12);

· предписание в течение 3-х дней после возвращения работника из командировки составить авансовый отчет (п. 19);

· другие положения относительно командировок.

11. Письмо Минфина РФ от 12.05.92 N 30 «О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВАННЫМ РАБОТНИКАМ ЗАТРАТ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСТЕЛЬНЫМИ ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМИ В ПОЕЗДАХ» — компенсация работнику данных расходов с отнесением их к затратам предусмотрена документом [10]).

12. Письмо Минфина РФ от 27.07.92 N 61 (ред. от 27.05.96) «ОБ ИЗМЕНЕНИИ НОРМ ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ИНДЕКСА ЦЕН» — содержит действующие в настоящий момент нормы выплаты работникам суточных (22 рубля) и возмещения затрат по найму жилого помещения при наличии оправдательных документов (145 руб.) и без таковых (4,5 руб.) при нахождении в командировке в пределах РФ. Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ Правительства РФ от 26.02.92 N 122 (ред. от 22.02.93) «О НОРМАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ» источником выплат работнику командировочных сверх норм является чистая прибыль предприятия.

По командировкам за границу:

13. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР от 25.12.74 N 365 (ред. от 20.08.92) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОБ УСЛОВИЯХ ТРУДА СОВЕТСКИХ РАБОТНИКОВ ЗА ГРАНИЦЕЙ» — п.70-75 регламентируют выплаты при нахождения работника в загранкомандировке. За время пребывания в командировке работнику выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы по проезду, провозу багажа, по найму жилого помещения, на получение заграничного паспорта и виз, а также за прописку паспорта и комиссионные при обмене чека в банке на иностранную валюту (п. 71). Дата пересечения границы определяется по отметке в загранпаспорте работника.

14. Письмо Минтруда РФ, Минфина РФ от 17.05.96 N 1037-ИХ «О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ РАБОТНИКАМ, НАПРАВЛЯЕМЫМ В КРАТКОСРОЧНЫЕ КОМАНДИРОВКИ ЗА ГРАНИЦУ» — содержит дополнение к правилам п.72-75 документа [13] — суточные какой страны и с какого момента применять (пока командированный работник находится на территории РФ применяются нормы суточных для РФ; при пересечении границы РФ — нормы для страны-назначения (при этом документ [13] запрещает выплачивать суточные за день пересечения границы при возвращении в РФ); если работник в период командировки находился в нескольких зарубежных странах, то со дня выбытия из одной страны в другую (определяется по отметке в паспорте) суточные выплачиваются по норме, установленной для выплаты в стране, в которую он направляется.)

15. Письмо Минфина РФ от 16.12.93 N 11-02/49 (ред. от 29.03.96) «О РАЗМЕРАХ И ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ ПРИ КРАТКОСРОЧНЫХ КОМАНДИРОВКАХ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ» — содержит список государств и соответствующих размеров суточных отдельно для работников загранучреждений и прочих работников, находящихся в краткосрочных командировках. (При этом, в случае пребывания работника в краткосрочной командировке за границей свыше 60 дней выплата суточных начиная с 61 дня производится в размерах, предусмотренных для работников загранучреждений РФ при командировках в пределах государства, где находится загранучреждение.)

16. Письмо Минфина РФ от 26.04.93 N 52 (ред. от 01.08.94) «О НОРМАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ ПРИ КРАТКОСРОЧНЫХ ЗАГРАНКОМАНДИРОВКАХ» — поскольку размер суточных по загранкомандировкам (кроме суточных в долларах США командированным в Афганистан и в ОАЭ) изменен более поздним Письмом Минфина РФ [15], из данного Письма используются лишь нормы возмещения расходов по найму жилого помещения.

17. Письмо Минфина РФ от 27.12.96 N 110 «О РАЗМЕРАХ ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ ПРИ КРАТКОСРОЧНЫХ КОМАНДИРОВКАХ НА ТЕРРИТОРИИ РЯДА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН» — устанавливает с 1.01.97 нормы суточных при командировках во все страны — бывшие республики СССР.

18. Письмо Минфина РФ от 13 февраля 1997 г. N 14 «О предельных нормах возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории ряда зарубежных стран» -нормы расходов по найму жилых помещений при командировках в страны — бывшие республики СССР.

19. ПОЛОЖЕНИЕ ЦБР от 25.06.97 № 62 “О ПОРЯДКЕ ПОКУПКИ И ВЫДАЧИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ДЛЯ ОПЛАТЫ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ”.

По представительским расходам:

20. Письмо Минфина РФ от 06.10.92 N 94 (ред. от 19.10.95) «НОРМЫ И НОРМАТИВЫ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ И НА ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ С УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАЗМЕР ОТНЕСЕНИЯ ЭТИХ РАСХОДОВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ» — относительно представительских расходов содержит:

· определение представительских расходов;

· расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных советом (правлением) смет предприятия на отчетный год (но не более норм);

· требования к первичным документам, подтверждающим представительские расходы;

· предельные нормы представительских размеров в год, принимаемые при налогообложении прибыли (0,5 % от объема реализации (при реализации до 2 млн. руб. в год).

1.2 Теоретические основы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами

Состав первичных документовпо расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок – это авансовые отчеты, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно широк и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета.

Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке расчетов с подотчетными лицами, являются:

· Приказ об учетной политике.

· Авансовые отчеты.

· Журнал регистрации авансовых отчетов.

· Приказы о направлении работников в командировку.

· Список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы.

· Сметы представительских расходов.

· Приказы об утверждении смет представительских расходов.

· Заявления на выдачу денег из кассы.

· Документы, подтверждающие произведенные расходы (товарные, кассовые чеки, накладные, счета, акты закупок, командировочные удостоверения, проездные билеты, счета гостиниц).

· Журнал регистрации командировок.

Многочисленные и разнообразные операции по расчетам с подотчетными лицами находят свое отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:

· балансе предприятия (форма № 1) (стр. баланса 236 – прочая дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев, и стр. 628 – прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты);

· отчете о движении денежных средств (форма № 4);

· главной книге;

· журнале-ордере № 7, объединяющем в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (для журнально-ордерной формы счетоводства), иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами в зависимости от принятой на предприятии формы счетоводства.

Так же анализируется взаимосвязь между регистрами бухгалтерского учета и проверяемыми первичными документами :

1. Проверяется соответствие сумм, выданных подотчетным лицам из кассы предприятия, путем сличения данных ж/о N 1 и ж/о N 7 за каждый месяц.

2. Проверяется соответствие сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (ж/о N 7) и данных Главной книги за каждый месяц.

3. Сопоставляется месячный оборот по возврату подотчетных сумм в кассу по ж/о N 7 с соответствующим итогом по ведомости к ж/о N 1.

4. Проверяется соответствие данных о выданных подотчетных суммах, отраженных в ж/о N 7 и ж/о N 1, данным за отчетный период по форме N 4 приложения к балансу.

5. Сопоставляются месячные обороты по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», отражающие расходы, отнесенные в дебет счетов 08, 10, 26, 41, 91, и т.п. с записями в Главной книге по дебету соответствующих счетов.

6. Проверяется соответствие сумм в представленных оправдательных документах суммам, отраженным в авансовых отчетах.

7. Проверяется соответствие аналитических данных ж/о N 7 (в разрезе подотчетных лиц) с представленными проверке авансовыми отчетами за конкретный период.

Проводится инвентаризация расчетов с подотчетными лицами

Аудитору следует ознакомиться с материалами инвентаризации. При этом следует иметь в виду, что инвентаризация проводится силами заказчика в установленные учетной политикой сроки в соответствии с приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Для оформления инвентаризации применяются формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно приложениям N 6 — 18 к Методическим указаниям либо формы, разработанные министерствами, ведомствами.

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Общие положения по организации учета расчетов с подотчетными лицами, на которые необходимо обратить внимание аудитору

· Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассы на мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы, которые не могут быть произведены безналичными расчетами, а также на расходы по командировкам. Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны:

· приобретение запасных частей, материалов, топлива за наличный расчет, канцелярских товаров;

· оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств;

· расходы на командировки по территории РФ и за границу;

· представительские расходы.

Все эти хозяйственные операции связаны с выдачей денежных средств из кассы предприятия или непосредственно из банка под отчет. Так как расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким.

Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляется сплошным методом, и поэтому для его проведения целесообразно привлекать ассистентов.

Классификация возможных нарушений при ведении операций по расчетам с подотчетными лицами

Основные нарушения – злоупотребления, хищения, ошибки, несоответствия установленному порядку в области расчетов с подотчетными лицами могут быть классифицированы следующим образом:

1. Нарушения порядка выдачи подотчетных сумм:

1.1. Выдача денежных средств лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги на хозяйственно-операционные расходы;

1.2. Выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия;

1.3. Выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся в срок по ранее полученным авансам;

1.4. Несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;

1.5. Списание подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия.

2. Нарушения при оформлении командировочных расходов:

2.1. Отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку;

2.2. Отсутствие командировочных удостоверений с отметками в месте пребывания в командировке;

2.3. Несоблюдение установленных норм командировочных расходов;

2.4. Отсутствие приказов (распоряжений) об оплате суточных сверх установленных норм;

2.5. Отсутствие аналитического учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм.

3. Нарушения порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов:

3.1. Нарушение порядка удержания подоходного налога с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм;

3.2. Некорректное выделение налога на добавленную стоимость в суммах командировочных расходов.

4. Нарушения при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами:

4.1. Выделение сумм налога на добавленную стоимость расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговой сети;

4.2. Списание на затраты сумм налога на добавленную стоимость от стоимости материальных ценностей, приобретенных через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле.

5. Нарушения порядка учета представительских расходов:

5.1. Несоответствие фактического размера представительских расходов утвержденной смете;

5.2. Отсутствие аналитического учета представительских расходов в пределах норм и сверх норм.

6. Нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами:

6.1. Некорректное составление бухгалтерских проводок по операциям расчетов с подотчетными лицами;

6.2. Неправильное выведение остатков на конец отчетного периода;

6.3. Несоответствие записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7 “Расчеты с подотчетными лицами” или других регистрах.

1.3 Порядок проведения аудиторской проверки и оценка ее результатов

Аудиторская проверка расчетов с подотчетными лицами планируется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

При подготовке и проведении аудиторской проверки необходимо руководствоваться действующими законодательными и нормативными документами расчетов с подотчетными лицами, налогообложению, ведению бухгалтерского учета и другими законодательными актами.

Аудит страховых организаций проводится в три этапа:

1. Процедуры подготовки и планирования аудита;

2. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу;

3. Заключительные процедуры.

I . Аудиторская проверка начинается с подготовки и планирования.

Для принятия обоснованного решения необходимо целенаправленно и, по возможности, оперативно ознакомиться с вероятным клиентом. Прежде всего необходимо ознакомиться с учредительными документами, в которых оговорены виды деятельности предприятия, причем очень часто предусматривается достаточно широкий спектр разнородных видов хозяйственной и коммерческой деятельности.

При знакомстве с потенциальным клиентом аудитор получает, в частности, материалы заседаний акционеров и отчетность по хозяйственной деятельности, уясняет направления и масштабы работы, проводит беседы с администрацией и персоналом бухгалтерии, получает необходимую информацию от банков, налоговой службы и других организаций, с которым клиент имеет деловую связь.

В результате предварительного ознакомления аудитор делает вывод о степени деловой безупречности клиента и принимает решение о проведении аудиторской проверки или отказе от нее.

Составление программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами

Перед началом основной проверки расчетов с подотчетными лицами аудитор составляет примерную программу изучения документов в зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии. Для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами можно использовать вопросник (Таблица 1).

Таблица 1

Вопросник для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами

№ п/п Вопрос

Ва-риант

ответа

Информация или документ, который следует запросить Назначаемая аудиторская процедура Номер вы-вода
1 Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды Нет 1
Да Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды Проц. 1.1.1
2 Выдаются ли новые авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет суммам Нет
Да Журнал-ордер № 7 Проц. 1.1.2 2
3 Оформляются ли письменные распоряжения руководителя предприятия по направлении работников в командировки Нет 3
Да Письменные распоряжения руководителя Проц. 2.1.2
4 Облагаются ли подоходным налогом суточные сверх норм, возмещаемые по решению руководителя предприятия Нет 4
Да Приказ руководителя о возмещении Проц. 2.2.1
5 Организован ли аналитический учет командировочных расходы в пределах норм и сверх норм для целей налогообложения Нет 5
Да Проц. 2.1.4
6 Имеются ли утвержденные руководителем предприятия сметы представительский расходов Нет 6
Да Письменное распоряжение руководителя Проц. 4.1.1
7 Организован ли аналитический учет представительских расходов в пределах норм и сверх норм для целей налогообложения Нет 7
Да Проц. 4.1.2
8 Производится ли расчет сумм, причитающихся работнику на командировки Нет 8
Да

По результатам опроса ответственных работников проверяемого предприятия по вышеназванному вопроснику аудитор может сделать следующие выводы:

1. Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии установленного приказом руководителя круга лиц, которым могут быть выданы деньги на хозяйственные нужды.

2. В нарушение п. 11 ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40) лицам, не отчитавшимся за полученные ранее подотчетные суммы, выдаются новые авансы.

3. Приказы о направлении работников в командировку не оформляются — следует проверить не допускается ли под видом командировочный расходов скрытое авансирование работников предприятия.

4. В нарушение ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ суточные, возмещаемые сверх норм работникам предприятия, не облагаются подоходным налогом. Кроме того, со сверхнормативных суточных необходимо начислить взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.

5. В нарушение Закона РФ «О подоходном налоге с физический лиц» и Закона «О налоге на добавленную стоимость» для целей налогообложения учет командировочных сумм в пределах норм и сверх норм не ведется.

6. В нарушение ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ (утверждено ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 05.08.92 N 552) сметы представительских расходов не разрабатываются и не утверждаются руководителем предприятия.

7. В нарушение Закона РФ «О налоге на прибыль» и Закона «О налоге на добавленную стоимость» для целей налогообложения учет представительский расходов в пределах норм и сверх норм не ведется.

8. В нарушение ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ выдача денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в суммах, превышающих необходимые.

II . Контрольные процедуры для выявления возможных нарушений

По результатам опроса, у аудитора складывается определенное мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Представленный вопросник позволяет сделать аудитору целый ряд промежуточных выводов, на основании которых он в последствии определит достоверность отчетных данных.

Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан определенный набор контрольных процедур.

Основными контрольными процедурами являются:

Процедура 1.1.1 — проверка соответствия подотчетных лиц, получающих наличные деньги их кассы на хозяйственные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия.

Процедура 1.1.2 — проверка получения подотчетных сумм денежных средств лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам.

Процедура 1.1.3. — проверка соответствия фактического расходования подотчетных сумм целям на которые они выданы.

Процедура 1.1.4. — наличие подотчетных лиц в штате предприятия.

Процедура 1.1.5. — проверка правильности списания подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия. В случаях, когда решением руководителя предприятия сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет чистой прибыли, аудитору необходимо удостовериться в том, что, во-первых, решение о списании действительно существует, во-вторых, что с подотчетных сумм удержан подоходный налог, а также начислены все соц. фонды (включая Пенсионный фонд 1 % и 28% соответственно).

Процедура 2.1.1 — проверка полноты оправдательных документов по командировкам, приложенных к авансовым отчетам

Процедура 2.1.2. — проверка наличия приказов о направлении работников в командировку.

Процедура 2.1.3 — проверка правильности возмещения командировочных расходов. Нормы возмещения командировочных расходов определены:

· Письмом Минфина РФ от 27.07.92 N 61 (ред. от 27.05.96) «ОБ ИЗМЕНЕНИИ НОРМ ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ИНДЕКСА ЦЕН» — в пределах РФ — суточные (22 руб.), расходы по найму жилья (145 руб.; без документов — 4,5 руб.);

· Письмом Минфина РФ от 16.12.93 N 11-02-49 (ред. от 29.03.96) и Письмом Минфина РФ от 26.04.93 N 52 (ред. от 01.08.94) — соответственно суточные и расходы по найму жилья при загранкомандировках (в зависимости от страны);

· Письмо Минфина РФ от 27.12.96 N 110 «О РАЗМЕРАХ ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ ПРИ КРАТКОСРОЧНЫХ КОМАНДИРОВКАХ НА ТЕРРИТОРИИ РЯДА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН» — нормы суточных при командировках во все страны — бывшие республики СССР.

Процедура 2.1.4. — проверка правильности ведения учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм.

Процедура 2.2.1 — проверка удержания подоходного налога с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм. Кроме того, со сверхнормативных расходов начисляют взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд занятости населения (в Фонд социального страхования отчисления не производятся). При оплате работникам расходов на краткосрочные командировки как внутри страны, так и ее пределы, в облагаемый доход работника не включаются:

· суточные в пределах норм, установленных законодательством;

· расходы по найму жилья в пределах норм;

· фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно, сбор за услуги аэропортов, страховые и комиссионные сборы, расходы на проезд на аэродром или вокзал в местах отправления, назначения или пересадок (кроме проезда на такси), на провоз багажа, пользование постельными принадлежностями в поезде, расходы по получению загранпаспорта и виз, прописке загранпаспорта, а также по обмену чека в банке не наличную иностранную валюту.

Процедура 2.2.2 — проверка правильности выделения НДС в сумме командировочных расходов. Суммы НДС выделяют по

· проезду к месту служебной командировки и обратно;

· затратам на пользование в поездах постельными принадлежностями;

· хранению багажа;

· расходам по найму жилого помещения в пределах норм.

Процедура 3.1.1 — проверка правильности отражения в учете НДС по приобретенными подотчетным лицами материальным ценностям. НДС выделяется и относится на счет 19 лишь при покупке ТМЦ у организаций оптовой торговли при наличии приходного кассового ордера, накладной и счета-фактуры с выделенной отдельной строкой НДС (ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 (ред. от 29.12.97) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»). При покупке ТМЦ в розничной торговой сети суммы НДС не выделяются и относятся на себестоимость вместе с их стоимостью.

На многих предприятиях независимо от того, у какой организации приобретены материальные ценности, только на основании того, что они приобретены за наличный расчет, НДС не выделяется и вместе со стоимостью материальных ценностей списывается на издержки производства, что приводит к их завышению и соответственно занижению налогооблагаемой прибыли.

Процедура 4.1.1 — проверка соответствия фактических размеров представительских расходов сметам. Представительские расходы — это затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии. К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) производится в пределах смет, утвержденных руководителем предприятия, которые не должны превышать нормативно утвержденных норм (0,5 % от объема реализации (при реализации до 2 млн. руб. в год), и только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата, место, программа проведения деловой встречи (приема), список приглашенных с обоих сторон (Письмо Минфина РФ от 06.10.92 N 94 (ред. от 19.10.95) «НОРМЫ И НОРМАТИВЫ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ И НА ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ С УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАЗМЕР ОТНЕСЕНИЯ ЭТИХ РАСХОДОВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ»).

Процедура 4.1.2 — проверка правильности ведения аналитического учета представительских расходов в пределах и сверх норм.

Процедура 5.1.1 — проверка правильности выведения остатков на конец отчетного периода по расчетам с подотчетными лицами. Задолженность подотчетных лиц предприятию и предприятия подотчетным лицам должна быть показана в регистрах учета развернуто.

Процедура 6.1.1 — проверка соответствия записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7.

Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме

Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме осуществляется аудитором с использованием специальной карточки.

При тестировании документов на наличие ошибок аудитору достаточно выявить пять одинаковых нарушений, чтобы сделать вывод о значительном распространении данной ошибки. Дальнейший поиск таких несоответствий можно опустить.

Для проверки правильности отражения операций по расчетам с подотчетными лицами аудитор контролирует арифметическую точность и отслеживает взаимоувязку данных аналитического и синтетического учета.

Взаимоувязка аналитический и синтетический данных учета будет зависеть от формы ведения учета на предприятии. При компьютеризованной форме учета, расчет данных по синтетическим счетам и формирование оборотно — сальдовой ведомости производится автоматически бухгалтерской программой. В данном случае надо сосредоточить внимание на правильности занесения проводок по расчетам с подотчетными лицами в ЭВМ, а также правильность составления формы № 1 «Бухгалтерский баланс» на основе машинограммы «Оборотно — сальдовая ведомость» за отчетный период.

Проверка расчетов с подотчетными лицами по содержанию

При проверке расчетов по содержанию, аудитору следует помнить следующие ключевые моменты.

Предельные сроки командировки. В соответствии с п.1 ИНСТРУКЦИИ Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 «О СЛУЖЕБНЫХ КОМАНДИРОВКАХ В ПРЕДЕЛАХ СССР» служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя предприятия на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы (кроме служебных поездок работников, работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер). Максимальные сроки командировки работников устанавливаются п.4 Инструкции — 40 дней (не считая времени нахождения в пути), а минимальные сроки не установлены.

При загранкомандировках таких ограничений нет, однако начиная с 61 дня нахождения работника в командировке суточные ему будут начисляться по ставкам, установленным для работников загранучреждений РФ при командировках в пределах государства, где находится загранучреждение (Письмо Минфина РФ от 16.12.93 N 11-02-49 (ред. от 29.03.96) «О РАЗМЕРАХ И ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ ПРИ КРАТКОСРОЧНЫХ КОМАНДИРОВКАХ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ»).

Отнесение командировочных расходов на затраты производства. Для того чтобы командировка была правильно оформлена необходимы документы:

· внутренний приказ директора о направлении в командировку;

· авансовый отчет с приложением документального подтверждения расходов;

· утвержденный директором отчет о командировке, закрытое командировочное удостоверение.

Нельзя считать командировочными расходы лиц, работающих на предприятии по договору подряда. Договор подряда относится к числу гражданско-правовых договоров, и его действие регулируется нормами гражданского права. Следовательно, на лиц, заключивших договор подряда, не распространяется законодательство о труде. В связи с этим командировочные расходы граждан, работающих по договору подряда, не относятся к числу компенсационных выплат, предусмотренных ст.116 КЗоТ РФ, а являются доходом, подлежащим налогообложению в общепринятом порядке.

Отнесение на затраты транспортных расходов, связанных с командировкой. В соответствии с Порядком ведения кассовых операций работнику компенсируются только транспортные расходы по проезду до места командировки и обратно. Транспортные расходы, производимые работником в процессе нахождения в командировке, могут быть компенсированы только по приказу руководителя с отнесением за счет чистой прибыли предприятия.

Пересчет расходов по загранкомандировкам в рубли. В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ» (утверждено ПРИКАЗОМ Минфина РФ от 13.06.95 N 50) расходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ, установленному на дату составления авансового отчета, а не на дату фактического расходования средств подотчетным лицом.

III . Оформление результатов аудиторской проверки

Аудиторская проверка заканчивается оформлением двух итоговых документов — акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения.

В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и доказательностью, однако без включения малосущественных деталей, аудиторы сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том, какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие — выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала бухгалтерии.

Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом, с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента знакомить третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично главному бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего контроля за устранением выявленных недостатков.

После подготовки проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием руководство предприятия, рассматривают высказанные при этом возражения и замечания, при необходимости вносят в акт соответствующие коррективы и подписывают его.

Аудиторское заключение — официальный документ, дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае, если проверка осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью.

Возможны четыре вида аудиторских заключений:

· заключение без замечаний (безоговорочное заключение);

· заключение с замечаниями (заключение с оговорками);

· отрицательное заключение;

· заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.

Первый вид заключения аудиторами дается в том случае, если не было обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако такое положение маловероятно и, скорее всего, имеет место один из двух вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить соответствующие исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена недостаточно профессионально или недобросовестно.

Заключение с замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.

Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений и запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная.

Четвертый вариант завершения аудиторской проверки возможен, если аудиторам не предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены прекратить проверку, официально уведомив об этом предприятие и свою вышестоящую организацию.

Глава 2. Методика аудиторской проверки ОАО «Лазурит»

2.1 Подготовка и планирование аудита расчетов с подотчетными лицами

В аудиторскую фирму обратился руководитель фирмы ОАО «Лазурит» с просьбой выразить мнение о достоверности отражения в учете и отчетности показателей расчетов с подотчетными лицами.

Задачи данного вида аудита установление правильности определения и отражения в учете расчетов.

Открытое акционерное общество «Лазурит» образовано в соответствии с Указом Президента № 725 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 года.

Общество создано на неопределенный срок с целью удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.

Задачами и видами деятельности общества являются следующие:

 height= организация гостиничного хозяйства

 height= проектирование, строительство и ремонт зданий и сооружений

 height= торгово-закупочная, посредническая и коммунальная деятельность

 height= операции с ценными бумагами

 height= организация торговой и системы общественного питания

 height= осуществление внешнеэкономической деятельности

 height= организация туризма

Основными приоритетными направлениями деятельности предприятия является предоставление гостиничных услуг. В состав ОАО «Лазурит» входят три гостиницы:

 height= « Янтарный берег» — 343 места

 height= «Альтурист» — 228 мест

 height= « Грация» -44 места

Все гостиницы предоставляют свои услуги не только гражданам России, но и иностранным гражданам. Наиболее стабильными потоками иностранных туристов являются приезжие из Германии, Литвы, Польши, Швеции, США, Латвии. Так же осуществляется как свободное поселение, так и обслуживание туристических групп.

Полное наименование организации:

Открытое акционерное общество «Лазурит».

Юридический адрес: 241022 г. Брянск, Брянская область, ул. Кравцова, д. 5.

Дата государственной регистрации: 01 февраля 2004 года. ОГРН — 1053301527107

Уставной капитал предприятия составляет: 157035 тыс. рублей.

Предприятие не относится к субъектам малого предпринимательства, т.к. среднесписочная численность составляет – 197 чел.;

Доля участия в Уставном капитале физических лиц – 100%.

Организация подлежит обязательному аудиту, т.к. попадает под критерии, установленные ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно аудиторскому заключению по финансовой отчетностиОАО «Лазурит» результаты финансово-хозяйственной деятельности с 1 января по 31 декабря 2007 года отражены достоверно, ведение бухгалтерского учета соответствует Законодательству Российской Федерации.

Бухгалтерский учет в организации осуществляется отделом бухгалтерского учета и отчетности, возглавляемым главного бухгалтера.

Ведение бухгалтерского учета в ОАО «Лазурит» регламентируется учетной политикой, которая составляется главным бухгалтером в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету и другими нормативными документами и утверждается руководителем компании. Учетная политика ОАО «Лазурит» состоит из двух глав: учетная политика для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Учетная политика для целей бухгалтерского учета состоит из двух разделов: нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики; организация бухгалтерского учета. В первом разделе даются основные нормы, правила и положения по бухгалтерскому учету, которые регламентируют его ведение на предприятии. Второй раздел касается общей организации бухгалтерского учета на предприятии, то есть рассматривается первичный учет, дается характеристика формы ведения бухгалтерского учета, плана счетов.

Все совершаемые в организации операции первоначально заносятся в соответствующую первичную документацию, которая представлена различными специализированными формами. Затем вся необходимая информация переносится в учетные регистры: в журналы-ордера и ведомости аналитического учета. Для ОАО «Лазурит» характерно ведение полной автоматизированной журнально-ордерной формы учета.

Устав предприятия — официально зарегистрированный документ, определяющий вид собственности предприятия, сферу его деятельности, способ управления и контроля, порядок образования имущества, распределение прибыли, порядок реорганизации и иные положения, регламентирующие деятельность юридического лица.

Аудит планируется и проводится, чтобы получить разумную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводится на выборочной основе и включает в себя изучение информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Перед началом проведения аудиторской проверки целесообразно предложить руководству предприятия заполнить типовую анкету. По решению аудитора перечень вопросов анкеты может быть расширен. Анализ анкеты позволит правильнее и полнее сформировать программу проверки, оценить необходимую «глубину» проверки.

Аудитор должен убедиться в том, что проверяемая организация действительно является независимой по отношению к аудируемым лицам.

Обстоятельства, исключающие возможность проведения аудиторской проверки, подробно изложены в Федеральным законе «Об аудиторской деятельности», согласно которой аудит не может осуществляться:

1) Аудиторами, являющимися учредителями (участниками) предприятия, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета, и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) Аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) предприятия, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3) Аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) предприятия, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) Аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) предприятия, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) Аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам — в отношении этих лиц.

В связи с этим необходимо:

— изучить учредительные документы аудируемой организации в части состава ее учредителей, а также хозяйственные договоры (поставки, купли-продажи, аренды и т.д.);

— проверить банковские выписки на предмет перечисления аудируемой организации денежных средств в уставные капиталы третьих юридических лиц.

В результате ознакомления с деятельностью ОАО «Лазурит»основные характеристики раскрыты в рабочем документе РД – 0.01 (Приложение 1).

Источниками получения информации являлись:

· Учредительный договор и устав ОАО «Лазурит»;

· Протоколы общих собраний участников;

· Отчетность;

· Результаты осмотра помещений и общения с руководством.

После ознакомления с существующей системой внутреннего контроля в ОАО «Лазурит»составлено описание компонентов системы внутреннего контроля, таких как: система бухгалтерского учета, контрольная среда, применяемые средства контроля в рабочих документах РД – 0.02 (Приложение 2), РД – 0.03 (Приложение 3), РД – 0.6А (Приложение 4) и РД – 0.04В (Приложение 5).

Источниками получения информации являлись:

· Устав ОАО «Лазурит»;

· Законодательные и нормативные акты;

· Результаты общения с руководством и сотрудниками структурных подразделений.

На основе ознакомления с организацией деятельности ОАО «Лазурит» и его системой внутреннего контроля, составлен перечень законодательных и нормативных актов в РД – 0.05 (Приложение 6).

Осуществлены следующие процедуры подготовки и планирования аудита:

1. Первоначальная оценка влияния контрольной среды на эффективность процедур внутреннего контроля.

Источники информации:

· Рабочие документы (РД – 0.01, 0.02, 0.03, 0.6А и 0.04В), составленные по результату ознакомления с деятельностью и системой внутреннего контроля ОАО «Лазурит»;

· Законодательные и нормативные документы, регламентирующие организацию деятельности ОАО «Лазурит»;

· Сведения, полученные в результате общения с руководством и сотрудниками ОАО «Лазурит»;

Порядок выполнения:

· На основе анализа полученной информации определен уровень влияния контрольной среды на эффективность применяемых процедур внутреннего контроля ОАО «Лазурит».

· Подготовлен и составлен рабочий документ РД – 0.6 (Приложение 7).

2. Проверка начальных остатков.

Источники информации:

· Бухгалтерский баланс (форма № 1);

· Сводные регистры синтетического учета (главная книга, оборотно — сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.);

· Регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.).

Порядок выполнения:

· Берутся документы за аудируемый период и предшествующий аудируемому периоду.

· Оценивается полнота отражения данных в регистрах синтетического и аналитического учета.

· Составляется рабочий документ РД – 0.10 (Приложение 11), в котором сопоставляются данные на начало проверяемого периода и на конец периода, предшествующего проверяемому периоду.

3. Проверка наличия законодательных и нормативных актов и их знание сотрудниками аудируемого лица.

Источники информации:

· Внутренние нормативные акты аудируемого лица;

· Сведения, полученные в результате общения с сотрудниками предприятия.

Критерий оценки: оценивается полнота использования законодательных и нормативных актов, регулирующих расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.

Порядок выполнения:

· Сравнить наличие нормативных актов у аудируемого лица с нормативными актами, перечисленными в перечне аудитора;

· Провести анализ соответствия внутренних нормативных актов аудируемого лица с требованиями законодательства;

· Определить уровень компетентности сотрудников аудируемого лица путем их опроса.

4. Оценка применимости выбранной учетной политики.

Источники информации:

· Приказ об учетной политике предприятия;

· Законодательные и нормативные акты;

· Рабочие документы (РД-0.01, РД-0.02), составленные по результату ознакомления с деятельностью и системой бухгалтерского учета.

Критерий оценки: оценивается полнота представления и раскрытия в учетной политики организации методов ведения бухгалтерского и налогового учета. При осуществлении данной процедуры оценивается соответствие учетной политики требованиям нормативных документов, потребности учета и контроля аудируемого лица.

5. Осуществить опрос сотрудников аудируемого лица, ответственных за ведение бухгалтерского учета и подготовку отчетности проверяемого раздела финансовой отчетности.

Источники информации:

· Нормативные документы аудиторской организации;

· Рабочие документы (РД-0.01, РД-0.02), составленные по результату ознакомления с деятельностью и системой бухгалтерского учета;

· Рабочий документ РД-0.05 (Приложение 6), составленный при проверке наличия законодательных и нормативных актов у аудируемого лица;

· Накопленный практический опыт аудитора.

Критерий оценки: оценивается профессиональная подготовка персонала.

Порядок выполнения:

· Для каждого ответственного лица за ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, а также контролю проверяемого раздела отчетности составить опросные листы;

· Произвести тестирование знаний сотрудников аудируемого лица, ответственных за организацию и осуществление бухгалтерского учета, составление отчетности и внутреннего контроля.

6. Первоначальная оценка уровня аудиторского риска.

Аудиторский риск состоит из трех основных компонентов: неотъемлемый риск – риск, который характеризует степень подверженности системы учета существенным искажениям при отсутствии соответствующих средств контроля; риск средств контроля или контрольный риск характеризует степень подверженности или эффективности системы внутреннего контроля; риск необнаружения – риск, который является показателем эффективности работы аудиторов и зависит от его профессиональной подготовки, знакомства с деятельностью клиента, от эффективности организации аудита.

При осуществлении данной процедуры источниками информации служат: нормативные акты аудиторской организации; результат знакомства с деятельностью и системами учета и контроля аудируемого лица; накопленный опыт аудитора; рабочие документы с РД-0.01 по РД-0.05.

Оцениваются критерии приемлемого аудиторского риска.

Порядок выполнения:

Осуществить оценку уровня неотъемлемого риска. Результаты оценки оформлены рабочим документом РД-0.1 (Приложение 12).

Осуществить оценку уровня риска необнаружения. Результаты оценки оформлены рабочим документом РД-0.7 (Приложение 13).

Осуществить первоначальную оценку уровня аудиторского риска. Результаты оценки оформлены рабочим документом ОД – 0.1 (Приложение 14).

7. Определение приоритетного направления проверки исходя из особенностей деятельности ОАО «Лазурит».

Источники информации:

· Нормативные документы аудируемого лица;

· Финансовая (бухгалтерская) и налоговая отчетность аудируемого лица;

· Сводные регистры синтетического учета;

· Рабочие документы ОД-0.1 по ОД-0.2.

Порядок выполнения:

Приоритетные направления проверки определены исходя из:

· Операций, подлежащих обязательной проверке согласно требованиям законодательства и нормативных актов.

· Операций, наиболее существенных по объему.

· Операций, по которым предусмотрен особый порядок ведения бухгалтерского учета.

· Операций, связанных с налогообложением аудируемого лица.

· Операций, при осуществлении которых допускаются типичные ошибки.

· Операций, при осуществлении которых отсутствует надлежащий внутренний контроль.

· Операций, по которым отсутствует у аудируемого лица нормативная база и, которые слабо знают исполнители и контролеры.

Результаты определения приоритетных направлений проверки оформлены рабочим документом РД-0.8 (Приложение 15).

8. Определение величины абсолютного уровня существенности.

Источники информации:

· Нормативные документы аудируемого лица;

· Финансовая (бухгалтерская) и налоговая отчетность аудируемого лица;

· Сводные регистры синтетического учета;

· Рабочие документы РД-0.1 по РД-0.8.

Порядок выполнения:

· На основе анализа и оценки полученной информации, определить базовые показатели и процент уровня существенности.

· Произвести расчет числового значения уровня допустимой ошибки.

Результаты процедуры отражены в рабочем документе ОД-0.2 (Приложение 16).

9. Порядок построения аудиторской выборки.

Источники информации:

· Нормативные документы аудируемого лица;

· Финансовая (бухгалтерская) и налоговая отчетность аудируемого лица;

· Сводные регистры синтетического учета;

· Рабочие документы РД-0.8 и ОД-0.2; Результат определения приоритетных направлений проверки.

Порядок выполнения: на основе оценок аудиторского риска, допустимой ошибки и приоритетных направлений проверки можно определить:

· Возможные ошибки и генеральную совокупность, которая должна быть использована для выборочной проверки.

· Порядок формирования совокупности элементов, подлежащих проверке.

· Объем выборки.

В результате построения аудиторской выборки приходим к выводу, что выборка будет осуществлена выборочным методом.

10. Составление программы аудиторских процедур по существу.

Источники информации:

· Нормативные документы аудируемого лица;

· Сводные регистры синтетического учета;

· Рабочие документы ОД-0.1 и РД-0.8;

· Результат определения приоритетных направлений проверки;

· Результаты построения аудиторской выборки.

Порядок выполнения:

На основе анализа проведенных процедур подготовки проверки, составим программу аудиторских процедур по существу. (РД-1 (Приложение 17)).

Таким образом, раскрыв проделанную работу по подготовке и планированию аудита, рассмотрим практическое выполнение задач по осуществлению процедур аудита по существу.

2.2. Осуществление аудиторских процедур по существу

В ходе аудита расчетов с подотчет­ными лицами необходимо установить, что все расчеты осуществляются со счета 71. Выданные под отчет суммы дебетуются в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На из­расходованные подотчетными лицами суммы счет кредитуется в корреспон­денции со счетами, на которых учи­тываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в за­висимости от характера произведенных расходов.

В целях обеспечения внутреннего контроля над сохранностью денежных средств в ОАО «Лазурит» издан приказ, устанавливающий пере­чень лиц, которые имеют право полу­чать денежные средства, размеры и срок, на который выдаются денежные средства. Не возвращенные работни­ками в установленные сроки подотчет­ные суммы отражаются по кредиту счета 71 и дебету счета 94. В дальней­шем эти суммы списываются со счета 94 в дебет счета 70 (если они могут быть удержаны из оплаты труда работ­ника) или 73 (если они не могут быть удержаны из оплаты труда работника).

Аудитору необходимо проверить, ведется ли аналитический учет по счету 71 по каждой сумме, выданной под отчет. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении сро­ка, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Аудитором должны быть сопос­тавлены суммы, указанные в авансо­вых отчетах, с данными первичных документов, подтверждающих указан­ные расходы. Дата авансового отчета не должна быть ранее, чем дата при­ложенных документов, подтверждаю­щих расходы.

Фирмой ОАО «Лазурит» предоставлены следующие первичные документы:товарные и кассовые чеки, акты выполненных работ, накладные, счета-фактуры, приказы о назначении лиц, ответственных за проведение мероприятий, программы встречи с представителями, сме­ты расходов, утвержденных руководителем, списки участ­ников встречи с указанием результатов встречи, проездные документы, счета гостиниц, документы, под­тверждающие оплату постельных принадлежностей, товар­ные и кассовые чеки, счета-фактуры.

В ОАО «Лазурит» на основании Фе­дерального закона от 22.05.03 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кас­совой техники при осуществлении на­личных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» осуществляются налич­ные денежные расчеты за реализован­ные товары, выполненные работы и оказанные услуги с применением кон­трольно-кассовой техники (далее -ККТ), включенной в государственный реестр. Таким образом, в ОАО «Лазурит», ККТ приме­няется при всех наличных денежных расчетах с юридическими и физичес­кими лицами, включая предоплату за оказание услуг, что и должен прокон­тролировать аудитор. При принятии к учету авансового отчета подотчетного лица наличие чека ККТ как оправда­тельного документа по расходу подот­четных денежных сумм обязательно.

Наиболее спорным моментом при проведении аудита подотчетных лиц является применение налогового выче­та по НДС в части расходов на оплату

проживания в гостинице. При оплате за наличный расчет подотчетными ли­цами услуг гостиниц в период служебной командировки, ус­луг по перевозке работника к месту служебной командировки и обратно основанием для вычета суммы налога, уплаченной по таким услугам, является бланк стро­гой отчетности с выделенной в нем от­дельной строкой суммой налога, а при отсутствии его — счет-фактура и доку­менты, подтверждающие фактическую уплату суммы налога (в том числе кас­совые чеки с выделенной в них отдель­ной строкой суммой налога).

Следовательно, для проверки таких расходов, фирмой ОАО «Лазурит» аудитору был предоставлен весь необходимый комплект докумен­тов, подтверждающих командировоч­ные расходы.

2.3. Документирование аудита и оценка его результатов

После выполнения аудиторских процедур по существу, осуществляются заключительные процедуры аудита. В процессе практического выполнения программы, реализованы следующие заключительные процедуры:

1. Оценка качества проведения аудиторской выборки.

Источник аудиторских доказательств:

· Рабочие документы с ОД-0.1 по ОД-0.2.

Порядок выполнения:

Определить фактический уровень аудиторского риска и его компонентов, который зафиксирован в рабочих документах с ОД-0.1 по РД-1. По результатам сопоставления данных первоначальной оценке аудиторского риска и фактического его уровня, мы осуществили оценку риска выборки и сделали вывод, что выборка проведена качественно.

2. Анализ выявленных ошибок и их влияние на достоверность бухгалтерской и налоговой отчетности.

Источник аудиторских доказательств:

· Рабочие документы с РД-0.11 по РД-0.12.

Порядок выполнения:

Все выявленные ошибки, нарушения и недостатки обобщены и сгруппированы по их значимости в рабочем документе РД-25 (Приложение 24). Путем экстраполяции, определена сумма общей ошибки генеральной совокупности. В результате сопоставления абсолютной величины уровня существенности и суммы общей ошибки установлено, что в проверяемой генеральной совокупности существенные ошибки отсутствуют.

3. Формирование предложений по устранению выявленных ошибок, нарушений и недостатков системы внутреннего контроля.

Источник информации:

· Законодательные и нормативные акты.

· Результаты бесед, полученных консультаций и запросов.

Таким образом, можно отметить, что в процессе внешнего аудита на предприятии просматривается и анализируется учетная политика, все формы отчетности, регистры бухгалтерского учета и другие документы.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что фи­нансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

Аудит проводился на выбо­рочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих зна­чение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бух­галтерской) отчетности, определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемо­го лица, а также оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достовер­ности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Анализируя ведение бухгалтерского учета на предприятии можно сказать, что он ведется по журнально-ордерной форме учета, с полной автоматизацией. Расчет с подотчетными лицами осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В результате проведенного исследования организации внутреннего аудита на ОАО «Лазурит» были выявлены различные недостатки и нарушения, поэтому в этой работе необходимо предложить следующие пути совершенствования внутреннего аудита на предприятии.

1) Так как ОАО «Лазурит» является крупным предприятием с разветвленной системой управления, то в современных условиях возникла необходимость создания службы внутреннего аудита. Это позволит не только более рационально осуществлять анализ финансово-бухгалтерской отчетности предприятия, предоставление информации руководству для принятия управленческих решений, проверку адекватного отражения хозяйственных операций в учете, но и проводить оценку достаточности пассивов, предупреждение санкций со стороны налоговых органов и эффективное взаимодействие с внешними аудиторами.

2) Усилить работу отдела связи с общественностью с целью более детального изучения рынка услуг, финансового положения конкурентов. Следует увеличить объемы продаж за счет поиска экономически выгодного месторасположения точек представления услуг.

Заключение

В результате проделанной работы была раскрыта тема аудита расчетов с подотчетными лицами. Аудит расчетов с подотчетными лицами заключается в проверке соблюдения действующего законодательства, правильности документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов с подотчетными лицами.

Аудит расчетов с подотчетными лицами проводится на основе первичных документов, отражающих совершение хозяйственных операций: авансовый отчет (форма №АО -1), журнал регистрации авансовых отчетов, приказ о направлении работника в командировку (форма № Т – 9), командировочное удостоверение (форма Т – 10), служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма №Т10 а), список лиц которым разрешено получение наличных денег из кассы, приказы об утверждении смет представительских расходов, сметы представительских расходов, главная книга, журнал ордер №7.

Совершаемые на предприятиях ОАО «Лазурит» нарушения в операциях расчетов с подотчетными лицами позволяют сделать вывод, что они допускаются в результате низкого уровня системы внутреннего контроля за использованием денежных средств на предприятии и неверным ведением бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.

Основными ошибками, допускаемыми организациями являются несоблюдение порядка выдачи денег под отчет; отсутствие инвентаризаций расчетов с подотчетными лицами; приложение к авансовым отчетам не имеющих всех обязательных реквизитов первичных документов; расчет с другими юридическим лицами выданными под отчет наличными деньгами в размерах, превышающих установленные лимиты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ивашкевич В.Б «Практический аудит»: учеб. Пособие/В.Б.Ивашкевич. – М.: Магистр, 2007-286с.

2. Подольский Владимир Исаакович. «Компьютерные информационные системы в аудите; учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/В.И. Подольский, Н.С. Щербакова, В.Л. Комисаров, под ред. Проф. В.И. Подольского.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 159с.

3. Аудит: Учебник для вузов/В.И.Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского.-3-е изд., перераб. Доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003.-583с

4. Макальская М.Л., Мельник М.В., Пирожкова Н.А. «Основы аудита: Курс лекций с ситуационными задачами».-М.:Издательство «Дело и Сервис», 2002г-160с.

5. Аудит. Практикум: учебное пособие /О.Н. Харченко, С.А.Самусенко, И.С. Федорова(и др.)-М.: КНОРУС, 2007г-264с.

6. Н.П.Барышников «Практикум внутреннего и внешнего аудита». М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2002г.

7. Журнал «Аудиторские ведомости» №9/2007г. Статья «Аудит расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами» С.М. Бычкова, Т.Ю. Фомина.

8. Журнал «Аудиторские ведомости» 10/2007. Статья: «Документирование аудиторских проверок» Т.К. Федорова, стр 33.

9. Журнал «Аудиторские ведомости» 7/2007. Статья «Стандарт «Документирование аудита» : задачи и содержание» Б.Т. Жарылгасова, стр 26.

10. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Аудит», предоставляемый преподавателями кафедры «Аудит» ВЗФЭИ.

11. Налоговый кодекс РФ.

12. Информационно-правовая система Консультант Плюс.

Учебная работа. Методика аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами 2 № 1686