Учебная работа. Бухгалтерский учет и анализ труда и заработной платы и ЕСН № 718

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Министерство здравоохранения и социального развития

Оренбургский государственный экономический — колледж интернат

Специальность 080110

Курсовая работа на тему:

бухгалтерский учет и анализ труда и заработной платы и ЕСН.

Выполнил студент 3 курса 31 группы

Донецкий Андрей Анатольевич

Проверила: Пикалова Галина Александровна

Оценка:

г. Оренбург

2009г.

* социальная защита населения;
* повышение жизненного уровня населения;
* сохранение и улучшение здоровья населения;
* оказание социальных услуг населению.

Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств фондов касаются всех граждан России, и поэтому проявляется их заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных фондов.
Единый социальный налог — это альтернатива существовавшему ранее порядку обложения предприятий взносами в различные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ (ПФР), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Государственный фонд занятости населения (ГФЗН РФ). С м ЕСН внебюджетные социальные фонды не ликвидировались . Однако при этом была установлена единая налогооблагаемая база, уменьшен суммарный процент отчислений, сокращена отчетность, введен единый порядок применения финансовых санкций, сокращено количество проверок налогоплательщиков. Одним из наиболее заметных изменений налогового законодательства 2005 года стало реформирование налогообложения ЕСН. Кроме того, дискуссии о дальнейшем продолжении реформы социального налогообложения продолжаются до сих пор, т.к. налицо очевидные проблемы: цели, поставленные при снижении ставок налога, в настоящее время не достигнуты. То есть зарплата из тени не вышла, в ПФР наблюдается нехватка средств, администрирование неэффективно и т. п. Поэтому тема курсовой работа весьма актуальна.
Целью работы является анализ и совершенствование учета расчетов по ЕСН в условиях проведения налоговой реформы. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть роль внебюджетных фондов в системе социального обеспечения населения;
2) исследовать особенности ЕСН в условиях проведения налоговой реформы в России;
3) определить нормативно — правовое регулирование учета расчетов по ЕСН;
4) провести анализ основных изменений в законодательстве по ЕСН;
5) предложить пути дальнейшего реформирования социального налогообложения.

Организация учета и оплаты труда

Согласно Трудовому кодеку РФ, организация самостоятельно устанавливает систему оплаты труда. При этом в пределах одной организации разным категориям работников может быть установлена разная система оплаты труда.

Таблица: Системы оплаты труда в РФ.

Повременная (тарифная) система оплаты труда
Оплата производится за фактически отработанное время, независимо от результатов работы. В основе расчета – оклад или тариф.
1.Простая повременная
Оклад = 1000 руб., отработано 20 дней из 25 положенных
2.Премиальная повременная
ЗП = ЗП по тарифу + премия в %х от оклада
Сдельная система оплаты труда
Оплата производится за объем выполненных работ, независимо от потраченного времени. В основе расчета – сдельные расценки.
1.Прямая сдельная
ЗП = сдельная расценка за 1цу работ * объем работ
2.Сдельно-премиальная
ЗП = ЗП прямая сдельная + % за перевыполнение плана
3.Сдельно-прогрессивная
Увеличенные расценки оплаты за выработку сверх нормы
4.Косвенно-сдельная
ЗП вспомогательных рабочих = % от ЗП основных рабочих
5.Аккордная
Объем работ и расценок устанавливается на бригаду, выплаты участникам зависят от квалификации и коэффициента трудового участия работника.

Учет рабочего времени

Для учета рабочего времени при повременной системе оплаты труда применяют унифицированные формы Табеля учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12, № Т-13) Форма Т-12 применяется, если учет ведут ручным методом, Т-13 — если автоматизировано. В Табеле указывают количество явок и неявок (и их причин) сотрудника на работу, сведения о сверхурочных работах, отпусках, командировках, простоях и т.д. Табель учета рабочего времени является основанием для начисления заработной платы сотрудникам. При сдельной системе оплаты труда оплата работ производится на основании Наряда на сдельные работы, Табеля-расчета, Наряда-книжки, маршрутных листов и других аналогичных документов. При комиссионной системе оплаты труда — основанием для расчетов служат сведения о выручке организации и размере процента, установленного в трудовом договоре сотрудника.

Заработная плата: начисление

Заработная плата начисляется исходя из:

· системы оплатытруда, применяемой на предприятии

· ведений об установленных тарифах, окладах, сдельных расценках

· сведений о фактически отработанном времени сотрудниками или об объеме произведенной продукции.

Согласно трудовому законодательству начисление и выплата заработной платы производится не менее 2х раз в месяц. Начисленные суммы фиксируются в Расчетной ведомости (унифицированная форма № Т-51) или в Расчетно-платежной ведомости (унифицированная форма № Т-49) Начисление заработной платы отражается по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции со счетами для учета затрат в зависимости от характера работы того или иного сотрудника.

Содержание операции Дебет Кредит
1 Начислена зарплата сотрудникам, занятым строительством основных средств 08 70
2 Начислена зарплата сотрудникам, занятым изобретением нематериального актива 08 70
3 Начислена зарплата сотрудникам, занятым снабжением организации материалами 10;15 70
4 Начислена зарплата сотрудникам основного производства 20 70
5 Начислена зарплата сотрудникам вспомогательного цеха 23 70
6 Начислена зарплата общепроизводственному персоналу 25 70
7 Начислена зарплата административно-управленческому персоналу 26 70
8 Начислена зарплата сотрудникам, занятым сбытом продукции 44 70
9 Начислена зарплата сотрудникам, занятым демонтажем оборудования 91 70
10 Начислена зарплата сотрудникам, занятым ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств 91 70

Удержания из заработной платы

К основным удержаниям из заработной платы относятся:

1. НДФЛ (сумма начисленного в установленном порядке налога)

2. Суммы алиментов по исполнительным листам

3. Удержание невозвращенных во время подотчетных сумм

4. Возмещение причиненного материального ущерба

5. Удержания по суммам предоставленных сотруднику займов и процентов

6. Удержание аванса, начисленного за первую половину месяца

7. Прочие удержания по заявлению сотрудника (в пользу профсоюзов, страховых компаний)

Все виды удержаний из заработной платы отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции с различными счетами, в зависимости от вида удержания.

Содержание операции Дебет Кредит
1 Удержан из зарплаты налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 70 68
2 Удержана из зарплаты сумма алиментов по исполнительным листам 70 76
3 Произведено удержание из зарплаты невозвращенных во время подотчетных сумм 70 71
4 Удержана из зарплаты сумма причиненного материального ущерба 70 73-2
5 Удержана из зарплаты часть суммы в погашение ранее выданного займа сотруднику 70 73-1
6 Удержан аванс, начисленный за первую половину месяца 70 50
7 Произведены удержания из зарплаты по заявлению сотрудника в пользу третьих лиц 70 76

Порядок выплаты заработной платы

В организациях (не финансируемых из бюджета) система заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации и трудовыми договорами. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается законом или трудовым договором. Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы. Но нередко работодатель выплату заработной платы работнику производит не наличными денежными средствами по месту выполнения работы, а путем перечисления ее на расчетный счет работника в банке. Воспользоваться своей заработной платой работник может при помощи банковской карты, поэтому в отличие от КЗоТа в ст. 136 Трудового кодекса РФ прописано также, что заработная плата может перечисляться на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договором. При этом согласно абзацу1 ст. 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Форма заработной платы

Согласно ст. 131 Трудового кодекса РФ выплата заработной платы производится в денежной форме и обязательно в рублях. Однако в соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ. Доля заработной платы, выплачиваемой в не денежной форме, не может превышать 20% общей суммы заработной платы. Выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается. Место и сроки выплаты заработной платы в не денежной форме определяются коллективным или трудовым договором.

Сроки выплаты заработной платы

Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца (ст. 136 Трудового кодекса РФ). До вступления в силу нового Трудового кодекса РФ данная обязанность была установлена ст. 96 КЗоТ. На практике многие организации отступают от данной нормы из-за того, что выдавать зарплату дважды в месяц по чисто техническим причинам менее удобно, да и работники не возражают против того, чтобы получать ее один раз в месяц. В связи с этим возникает вопрос: подлежит ли должностное лицо административной ответственности за выплату заработной платы один раз в месяц, если у работника нет возражений против такого порядка?

В соответствии со ст. 5.27. Ко АП РФ наложение административного штрафа предусмотрено за факт нарушения законодательства о труде, а не за нарушение прав работника. Поэтому невыплата заработной платы каждые полмесяца является нарушением ст. 136 Трудового кодекса РФ, что подлежит административной ответственности. (О размерах ответственности см. раздел «Ответственность работодателя».) Выплачивать заработную плату один раз в месяц можно, если работодатель будет иметь заявления от работников с просьбой об этом. Заявление должно быть составлено в виде отказа от получения аванса за определенные месяцы года (январь, февраль, март и т. д.).

Заявление составляется один раз в год. День выплаты заработной платы должен устанавливаться правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным или трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (а не на следующий день)

Сроки расчета при увольнении

Согласно ст. 140 Трудового кодекса РФ при увольнении работника выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день его увольнения .

Если работник в день увольнения не работал, соответствующие суммы должны быть выплачены ему не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете.

В случае возникновения спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный выше срок выплатить не оспариваемую им сумму. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни возможно в случаях, поименованных в указанной выше статье, но только с их письменного согласия. Кроме того, допускается привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов. Привлечение инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя

Статьей 153 Трудового кодекса РФ предусмотрена оплата не менее чем в двойном размере за работу в выходной и нерабочий праздничный день.

Работники, получающие месячный оклад, за работу в выходные и праздничные дни получают не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась ими сверх месячной нормы рабочего времени. Если же они выполняли работу в пределах месячной нормы рабочего времени, им оплачивается не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада.

Работнику, работавшему в выходной или нерабочий праздничный день, по его желанию может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов может определяться на основании трудового договора, коллективного договора или локального нормативного акта организации.

Оплата простоев

Простой может произойти как по вине работника, так и по вине работодателя. Согласно ст. 157 Трудового кодекса РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. При этом работник должен в письменной форме предупредить работодателя о начале простоя. Время простоя по причинам, не зависящим ни от работодателя, ни от работника, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада).

Время простоя по вине работника не оплачивается.

Налог на прибыль

В целях исчисления налога на прибыль суммы начисленной заработной платы признаются расходами на оплату труда в соответствии со ст. 255 НК РФ и относятся к расходам, связанным с производством и реализацией.

Суммы ЕСН также относятся к расходам, связанным с производством и реализацией, но признаются в качестве прочих расходов как суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке на основании п. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с п. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Согласно ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию подразделяются на прямые и косвенные. Сумма косвенных расходов, осуществленных в отчетном периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного периода. А сумма прямых расходов, произведенных в отчетном периоде, распределяется на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции. Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также суммы ЕСН, начисленного на указанные суммы, относятся к прямым расходам.

Бухгалтерский учет

Согласно пунктам 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н, расходы организации на оплату труда работников организации формируют расходыпо обычным видам деятельности. Для учета расчетов с работниками по оплате труда Планом счетов предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». В коммерческих организациях начисленные суммы оплаты труда, причитающиеся работникам, отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции со счетами учета затрат (счета 20, 25, 26 и 44). Выплата работникам заработной платы отражается по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» обычно в корреспонденции со счетами 50 «Касса» или 51 «Расчетный счет». Удержание налога на доходы физических лиц отражается в бухгалтерском учете согласно Плану счетов по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Единый социальный налог

— работодатели, использующие труд наёмных работников;

— индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.

Для работодателей объектом налогообложения признаются :

— выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским и лицензионным договорам. Причем вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам не включаются в налоговую базу в части суммы налога, подлежащей зачислению в ФСС РФ. Следует также отметить, что договора гражданско-правового характера, предметом которых не является выполнение работ и оказание услуг, не подпадают под обложение ЕСН. Это договора купли-продажи (включая поставку, контрактацию), мены, дарения, ренты, пожизненного содержания, аренды, найма помещения, займа, кредита, факторинга, банковского счёта и вклада, страхования, коммерческой концессии, публичного конкурса, проведения лотерей и т.д.;

— выплаты в виде материальной помощи, а также иные безвозмездные выплати в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским иди лицензионным договором;

— выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчёте на одного работника за календарный месяц.

К налогооблагаемым доходам относятся:

— доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров, работ, услуг;

— дополнительные материальные выгоды, получаемые за счёт работодателя;

— полная или частичная оплата товаров, работ, услуг и прав;

— выгода от приобретения у работодателя товаров, работ, услуг по более дешёвой стоимости;

— выгода в виде экономии на процентах при получении от работодателя заёмных средств на льготных условиях;

— выгода в виде сумм страховых взносов, внесённых за работника работодателем, по договорам добровольного страхования.

Не подлежат налогообложению :

1. государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2. все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

· возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

· бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

· оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

· оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

· увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

· возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

· трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

· выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

3. суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

· физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

· Членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками — финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями — в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации;

4. доходы членов крестьянского хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации — в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.

5. доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

6. суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

7. суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;

8. стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9. суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в выборный орган местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемых непосредственно гражданами, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний;

10. стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

11. стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

12. выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты в денежной и натуральной формах производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 рублей в год;

13. выплаты в натуральной форме товарами собственного производства — сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей — в размере до 1 000 рублей (включительно) в расчете на одно физическое лицо — работника за календарный месяц.

Не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований:

1. суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

2. суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

Согласно пункту 3 статьи 235 Налогового кодекса от уплаты единого социального налога в части сумм, зачисляемых в Фонд социального страхования, освобождаются индивидуальные предприниматели , не являющиеся работодателями. Индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II и III групп, также освобождаются от уплаты единого социального налога в части, зачисляемой в иные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования), по доходам не превышающим 100000 рублей в течение налогового периода. Освобождаются от единого социального налога с сумм доходов работников, не превышающих за налоговый период 100000 рублей на каждого работника:

— работодатели всех организационно-правовых форм в части доходов, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп;

— отдельные категории работодателей, образованные как общественные организации инвалидов или для целей оказания помощи инвалидам, при выполнении условий, установленных в подпункте 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ.

В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое, лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2 500 рублей, налог уплачивается по максимальной ставке независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному в настоящем абзаце критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) — выплаты в пользу 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике. При определении этих условий принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Для лучшего понимания положений пункта 2 статьи 241 Налогового кодекса РФ рассмотрим следующий условный пример :

Единый социальный налог был введён в действие в составе главы 24 части 2 Налогового кодекса РФ с 01 января 2001 года. В состав единого социального налога входят взносы в государственные внебюджетные социальные фонды: пенсионный Фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования. Плательщиками единого социального налога являются две основные группы:

Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по не скольким местам работы, подпадает под иную ставку единого социального налога право на зачёт или возврат излишне уплаченных сумм единого социального налога не возникает.

Индивидуальные предприниматели определяют состав расходов, учитываемых при исчислении единого социального налога, руководствуясь Положением о составе затрат по производству и реализации продукции и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утверждённым постановлением Правительства РФ от 05.08.92 №552. Расходы по производству и реализации продукции, включенные в вышеуказанное Положение, принимаются к вычету при определении налоговой базы.

В уменьшение налогооблагаемой базы принимаются только документально подтверждённые расходы налогоплательщиков. Если налогоплательщик не имеет возможности представить документы, подтверждающие понесенные расходы, то к вычету принимается 20% от суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели могут также уменьшить налогооблагаемую базу на суммы налога на имущество физических лиц, уплачиваемого с имущества, которое непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.

В налоговую базу, в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, помимо вышеперечисленных выплат, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Индивидуальный предприниматель — руководитель предприятия, в штате которого работает 6 сотрудников начал хозяйственную деятельность с III квартала 2000 года. Доходы, начисленные в пользу работников за IV квартал 2000 года, составляют следующие суммы: Лившиц — 25000 руб., Иванов — 15000 руб., Петров — 10000 руб., Сидоров — 18000 руб., Кузнецов — 5000 руб., Цукерман — 20000 руб. Итого за IV квартал 2000 года — 93000 руб. Итого средний доход работника по расчету за II полугодие за вычетом доходов двух наиболее высокооплачиваемых сотрудников:

(93000 — 25000 — 20000)х2/4 =24000 руб.

Таким образом, предприниматель как работодатель не может рассчитывать на применение в 2001 году регрессивной ставки ЕСН, так как средний доход на одного работника за II полугодие меньше установленной пороговой величины такого дохода (25000 руб.).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу. В случае, если в отчетном налоговом периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в котором произошло такое занижение. Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику. В случае если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику.

Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:

1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;

2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

4) расходов, подлежащих зачету;

5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Декларацию единого социального налога по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, представляют не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода индивидуальными предпринимателями со своих доходов, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок. Для исчисления суммы налога (авансового платежа по налогу) применяемые ставки налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшаются на ставки тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, подлежащего уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом указанные ставки по налогу не могут быть ниже, чем одна вторая ставок по налогу с учетом их изменения при применении регрессивной шкалы.

Данные о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам) представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с представлением расчетов и (или) налоговой декларации по налогу.

Если налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно. В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода — вправе) представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий налоговый период по не наступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Расчет налога по итогам налогового периода производится самостоятельно, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику. Индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый социальный налог со своих доходов представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим.

Начисление сумм ЕСН

Начисление сумм ЕСН с заработной платы работника отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» на соответствующих субсчетах в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу).

Налоговый вычет в сумме страхового взноса на обязательное пенсионное страхование может быть отражен в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 69-2 (субсчет «ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет») Кредит 69-2 (субсчет «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии»);

Дебет 69-2 (субсчет «ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет») Кредит 69-2 (субсчет «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии»).

Начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев отражается по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат (20, 25, 26 и 44).

Пример

С 2000 года организацией заключен трудовой договор с физическим лицом 1968 года рождения. Работник занят в основном производстве. Организация относится к 111 классу профессионального риска. По условиям трудового договора заработная плата данного работника составляет 5000 руб.

Рассмотрим начисление и выплату заработной платы данному работнику в августе 2002 года:

Дебет 20 Кредит 70

— 5000 руб. -начислена заработная плата работнику;

Дебет 20 Кредит 69-1 (субсчет «ЕСН в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ»)

— 200 руб. (5000 руб. х 4%) — начислена сумма ЕСН, зачисляемая в ФСС России;

Дебет 20 Кредит 69-2 (субсчет «ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет»)

— 1400 руб. (5000 руб. х 28%) — начислена сумма ЕСН, зачисляемая в федеральный бюджет.

В нашем примере для рассматриваемого работника должны применяться следующие ставки:

— на финансирование страховой части трудовой пенсии — 11%;

— на финансирование накопительной части трудовой пенсии — 3%.

Дебет 69-2 (субсчет «ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет») Кредит 69-2 (субсчет «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии»)

— 550 руб. (5000 руб. х 11%) — начислены страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии;

Дебет 69-2 (субсчет «ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет») Кредит 69-2 (субсчет «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии»)

— 150 руб. (5000 руб. х 3%) — начислены страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии;

Дебет 20 Кредит 69-3 (субсчет «ЕСН в части, зачисляемой в федеральный фонд обязательного медицинского страхования»)

— 10 руб. (5000 руб. х 0,2%) — начислена сумма ЕСН, зачисляемая в ФФОМС;

Дебет 20 Кредит 69-3 (субсчет «ЕСН в части, зачисляемой в территориальный фонд обязательного медицинского страхования»)

— 170 руб. (5000 руб. х 3,4%) — начислена сумма ЕСН, зачисляемая в ТФОМС.

Начислим взнос на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. Для III класса профессионального риска установлен страховой тариф в размере 0,4%:

Дебет 20 Кредит 69-1 (субсчет «Расчеты по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

— 20 руб. (5000 руб. х 0,4%) — начислен страховой взнос на обязательное социальное страхование от несчастных случаев;

Дебет 70 Кредит 68 (субсчет «Налог на доходы физических лиц»)

— 650 руб. (5000 руб. х 13%) — удержан налог на доходы с физических лиц с суммы заработной платы работника (на основании налоговой карточки). Стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. не производится, так как в рассматриваемом месяце доход работника превысил 20 000 руб.;

Дебет 70 Кредит 50

— 4350 руб. (5000 руб. — 650 руб.) — выдана работнику заработная плата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Насколько важна роль и значение ЕСН в современных российских условиях может оценить каждый человек. Само название налога и направленность использования средств говорит о том, что с его помощью решаются насущные проблемы каждого человека. От того, как будут аккумулироваться эти средства, точнее, сколько будет этих средств в консолидированном бюджете, во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера, в том числе таких как: обеспечение достойной пенсии, стимулирование эффективной демографической политики, включая рост продолжительности нации за счёт проведения своевременной медицинской помощи, создание условий для нормального трудового процесса и отдыха. Единый социальный налог зачисляется в Федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога регламентируется Главой 24 Налогового кодекса РФ.
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации. К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в организации открыты следующие субсчета:

· 69-1 «Расчеты по социальному страхованию»,

· 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»,

· 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

На субсчете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации.
На субсчете 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.
Для учета взносов к субсчету 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» открыты субсчета второго порядка:
69-2-1 «Расчеты по страховой части трудовой пенсии»;
69-2-2 «Расчеты по накопительной части трудовой пенсии».
На субсчете 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, гл. 24 «Единый социальный налог».
3. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г.
4. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990г. № 442-1 «Об организации Пенсионного Фонда РСФСР»
5. Указ Президента РФ от 07.08.1992г. № 822 «О Фонде Социального страхования Российской Федерации»
6. Постановление Верховного Совета РСФСР от 24.02.1993г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993г.»
7. План счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций / утв. Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (ред. 07.05.2003).
8. Федеральный закон от 20.07.2004 № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса РФ, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ.
9. Федеральный закон от 15.12. 2001 № 167 — ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»»
10. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете».
11. Приказ Минфина РФ от 17.03.2005 № 40н «Об утверждении формы расчета авансовых платежей по единому социальному налогу и рекомендаций по ее заполнению».
12. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09 декабря 1998 года № 60н.
13. Ежегодное послание Владимира Путина Федеральному собранию Российской Федерации от 26.05.2004
14. Баканов М.А., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 416 с.
15. Басовский Л.А. Теория экономического анализа: Учебное пособие для вузов. — М.: Инфра-М, 2001. — 221 с.
16. Быкадаров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово — экономическое состояние предприятия. — М.: ПРИОР, 2003.- 158 с.

Учебная работа. Бухгалтерский учет и анализ труда и заработной платы и ЕСН № 718