АУДИТРАСЧЕТОВПООПЛАТЕТРУДА
Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам. Для этого аудитором решаются следующие задачи:
• оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом;
• оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;
• оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;
• проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
• проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по единому социальному налогу.
При аудите расчетов по оплате труда и единому социальному налогу (69,70,73 и др.) необходимо проверить:
1) соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего учета и контроля по трудовым отношениям;
2) организацию учета и контроля выработки и начисления заработной платы;
3) расчеты удержаний из заработной платы с физических
лиц;
4) налогооблагаемую базу налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
5) депонированные суммы по заработной плате;
6) полноту и правильность расчетов с персоналом по прочим операциям.
Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования заключается в организации эффективной и экономически оправданной проверки. На этом этапе необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки проведения, разработать его общий план и программу.
Аудиторская организация при выполнении указанных выше работ должна руководствоваться ФПСАД № 3 «Планирование аудита».
Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации включает следующие виды работ:
1) аудит оформления первичных документов;
2) аудит системы начислений заработной платы;
3) аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы;
4) аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;
5) аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды и ЕСН.
Подготовка рабочей документации аудита
Цель подготовки рабочих документов — это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению и при необходимости выполнялись соответствующие исследования.
Описание использованных аудиторской организацией процедур и их результатов предусмотрено ФПСАД № 2 «Документирование аудита».
Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме счетоводства и схему соответствия отраженных в бухгалтерском учете операций совершенным хозяйственным операциям.
Проверенные первичные учетные документы организации аудитор записывает в свои рабочие документы.
Основными направлениями законодательного регулирования расчетов с персоналом по оплате труда являются:
• прием на работу;
• увольнение сотрудников;
• начисление и выплата заработной платы;
• удержания из заработной платы;
• депонирование невыплаченной своевременно заработной платы;
• предоставление отпуска;
• оплата пособий по временной нетрудоспособности.
В соответствии с п. 5.7 ПБУ10/99 расходы по оплате труда являются расходами по обычным видам деятельности.
Начисление и выплата заработной платы
Аудитору в ходе проверки начисления и выплаты заработной платы следует руководствоваться следующими основными положениями:
• все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
• согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором;
• в соответствии с разъяснениями Роструда, содержащимися в письме от 08.09.2006 № 1557-6, кроме формального выполнения требований ст. 136 ТК РФ о выплате работодателем заработной платы не реже двух раз в месяц, при определении размера аванса следует учитывать фактически отработанное работником время (фактически выполненную работу). Правило ст. 136 ТК РФ является обязательным. Поэтому ни заявления работников, написанные по просьбе работодателя, о выплате заработной платы один раз в месяц, ни подобные условия, внесенные в трудовые договоры, не дают работодателю права для нарушения трудового законодательства;
работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несет ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 142 ТК РФ). Так, согласно ст. 236 ТК РФ работодатель несет материальную ответственность за задержку выплаты заработали платы. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором;
• по общему правилу работодатель обязан оплачивать труд работника в денежной форме. Согласно ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). По мнению Роструда, иностранную валюту нельзя использовать даже для целей определения размера заработной платы (письмо Роструда от 10.10.2006 № 1688-6-1). Выплата заработной платы на территории Российской Федерации в иностранной валюте действующим трудовым законодательством не предусмотрена.
Для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям и другим выплатам) Инструкцией по применению Плана счетов предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Заработная плата и приравненные к ней выплаты, причитающиеся работнику, отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 70.
Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором (ст. 144 ТК РФ).
Согласно ст. 136 ТК РФ срок выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным или трудовым договором.
Выдачу наличных денег из касс предприятий на выплату заработной платы производят по платежным (расчетно-пла-тежным) ведомостям (без составления расходного кассового ордера на каждого получателя), на которых должен стоять штамп с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными (п. 14 Порядка ведения кассовых операций).
В соответствии с п. 7 Порядка ведения кассовых операций предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее, в частности, на оплату труда. При этом предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
В конце последнего дня выплаты заработной платы на основании отчета кассира (второй экземпляр листа кассовой книги (форма № КО-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88)) и приложенных к нему расходных кассовых документов в бухгалтерском учете отражается сумма выплаченной работникам заработной платы по дебету счета 70 и кредиту счета 50 «Касса» (Инструкция по применению Плана счетов).
Удержания из заработной платы
Удержания из заработной платы регулируются следующим образом:
• законодательно установлен предельный размер производимых при каждой выплате удержаний (ст. 138 ТК РФ). Размер удержаний зависит от оснований удержания. Так, общим правилом является ограничение размера всех удержаний 20% выплачиваемой заработной платы;
• в случаях, предусмотренных федеральными законами, предельный размер удержаний может составлять до 50% выплаты. Один из таких случаев предусматривает ТК РФ: когда удержание производится по нескольким исполнительным документам;
• все случаи, когда допускается самый высокий размер удержаний — до 70%, также перечислены в ТК РФ (перечень закрытый):
— удержание из заработной платы при отбывании исправительных работ;
— взыскание алиментов на несовершеннолетних детей;
— возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;
— возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;
— возмещение ущерба, причиненного преступлением.
Заработная плата работникам организации является объектом обложения НДФЛ. В соответствии с гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» предусмотрена налоговая ставка 13%; налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.218-221 НК РФ.
Для предоставления стандартных налоговых вычетов работником должно быть подано соответствующее заявление с приложением копий необходимых подтверждающих документов (например копии свидетельств о рождении детей и справка о совместном проживании).
При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов:
1) налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход превысил 40 000 руб., налоговый вычет не применяется (НК РФ предусмотрены повышенные вычеты в размере 3000 и 500 руб. для особых категорий налогоплательщиков);
2) согласно ст. 218 НК РФ плательщикам НДФЛ предоставляется налоговый вычет в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка, находящегося
месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 280 000 руб.
Сумма НДФЛ, удержанная при выплате заработной платы, определяется по данным, содержащимся в расчетно-платеж-ной ведомости либо в налоговых карточках по учету доходов и НДФЛ (форма № 1-НДФЛ, утвержденная приказом МНС России от 01.11.2000 № БГ-3-08/379 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц»).
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога, рассчитанную по соответствующей налоговой ставке. Удержание начисленной суммы НДФЛ производится непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию с заработной платы работников, отражается в учете по кредиту счета 68 и дебету счета 70.
В соответствии с п. 6 ст. 226 НК организация — налоговый агент обязана перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
Предоставление отпуска
Аудитор при проведении проверки должен руководствоваться следующими основными нормативными положениями:
• работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней (ст. 114-115 ТК РФ);
• нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются (ст. 120 ТК РФ);
• оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК РФ);
• расчет среднего заработка (размера средней заработной платы) для оплаты отпуска производится в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее — Положение о среднем заработке);
• средний дневной заработок для оплаты отпусков исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней) (ст. 139 ТК РФ, п. 10 Положения о среднем заработке);
• для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, независимо от источников этих выплат (п. 2 Положения о среднем заработке);
• с суммы отпускных организация удерживает НДФЛ в общеустановленном порядке;
с суммы отпускных организация начисляет ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсионном страховании)) по тарифам, установленным подп. 1 п. 2 ст. 22 Закона о пенсионном страховании, а также страховые взно сы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №184);
• для целей налогообложения прибыли расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ, относятся к расходам на оплату труда (п. 7 ст. 255 НК РФ). Данные расходы признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда (п. 4 ст. 272 НК РФ).
• При построении аудиторской выборки необходимо отдельно отслеживать месяцы, в которых начислялись отпускные выплаты. Отсутствие в программе аудита анализа правильности расчета и выплаты отпускных может быть расценено как сознательное сокращение объема аудита и невыполнение требования полноты проверки.
Оплата пособий по временной нетрудоспособности
Аудиторская проверка выплаты пособий по временной нетрудоспособности проводится с учетом следующих основных нормативно-регулирующих положений:
• при наступлении временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами (ч. 1,2 ст. 183 ТК РФ);
• порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по бере менности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее — Закон об обеспечении пособиями);
• право на пособия по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, при соблюдении условий, предусмотренных ч. 1 ст. 2 Закона об обеспечении пособиями. Согласно ч. 2 ст. 2 этого закона за страхованными лицами являются:
— лица, работающие по трудовым договорам;
— государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
— адвокаты, индивидуальные предприниматели;
иные категории лиц, которые подлежат обязательному
социальному страхованию на случай временной нетрудоспо
собности в соответствии с иными федеральными законами,
при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страхо
вых взносов в ФСС РФ;
• общие правила расчета пособия по временной нетрудо
способности установлены ст. 14 Закона об обеспечении по
собиями. Сумма пособия рассчитывается исходя из дневного
пособия, учитывается страховой стаж застрахованного лица.
Суммы выплат составляют:
— застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, — 100% среднего заработка;
— застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, — 80% среднего заработка;
— застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, — 60% среднего заработка;
— при расчете пособия организация руководствуется Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 №375;
— при расчете суммы пособия учитывается заработная плата работника, начисленная ему за вышеуказанный расчетный период. При этом из расчета исключается период очередного оплачиваемого отпуска (28 календарных дней) и начисленная за это время сумма отпускных;
— в соответствии с ч. 5 ст. 14, ч, 1,8 ст. 6 Закон об обеспечении пособиями размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности. При этом законодательно ограничивается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц. Для простоты контроля приведем расчет размера пособия (табл. 19.2).
Таблица 19.2
Максимальный размер пособия по временной
нетрудоспособности (за исключением пособия по временной
нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на
производстве или профессиональным заболеванием)
Период, на который установлен размер пособия |
Максимальный размер пособия за полный календарный месяц |
Основание |
На 2008-2010 гг. | 17250 руб. | Подпункт 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на пла- новый период 2009 и 2010 го- дов» |
На 2007 г. | 16125 руб. | Пункт 1 ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» |
Окончание табл. 192
Период, на который установлен размер пособия |
Максимальный размер пособия за полный календарный месяц |
Основание |
На 2006 г. | 15 000 руб. | Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 22.12.2005 № 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» |
На 2005 г. | 12 480 руб. | Пункт 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» |
На 2002-2004 гг. | 11700 руб. |
Статья 7 Федерального закона от 08.12.2003 № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год»; статья 15 Федерального закона от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» |
° в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с учетом этих районных коэффициентов;
• согласно ч. 2 ст. 3 Закона об обеспечении пособиями работникам организаций, применяющих общий режим налогообложения, пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня болезни выплачиваются за счет средств работодателя, а начиная с 3-го дня болезни — за счет средств ФССРФ;
сумма начисленного в соответствии с законодательством пособия по временной нетрудоспособности облагаются НДФЛ, который удерживается в момент выплаты денежных средств работнику (п. 1 ст. 217, п. п. 1,4 ст. 226 НК РФ);
° сумма пособия по временной нетрудоспособности, начисленного в соответствии с законодательством, не облагается ЕСН, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, а также страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ; п. 2 ст. 10 Закона о пенсионном страховании; п. 2 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765 (далее — Перечень выплат), письмо ФСС РФ от 15.02.2005 № 02-18/07-1243);
• поскольку сумма доплаты работникам до среднего заработка в случае временной утраты трудоспособности в качестве государственного пособия не рассматривается, она от обложения ЕСН в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ не освобождается;
• доплаты работникам до среднего заработка за период временной нетрудоспособности, предусмотренные трудовым или коллективным договором, относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, на основании абз. 1 и п. 15 ст. 255 НК РФ. Это означает, что такие доплаты признаются объектом налогообложения по ЕСН на основании п. п. 1 и 3 ст. 236 НК РФ. Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 29.06.2007 № 03-04-06-02/125.
Пособие по беременности и родам
Аудитор должен помнить следующие основные нормативно-регулирующие положения:
• размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы;
сумма пособия, выплачиваемого работнице за счет средств ФСС РФ, не облагается НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ). С суммы пособия организация не начисляет ЕСН (подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Закона о пенсионном страховании);
• с суммы пособия по беременности и родам, выплачиваемого за счет средств ФСС РФ, не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 Перечня выплат). В табл. 19.3 приведены максимальные выплаты пособия по беременности и родам.
Таблица 193
Максимальный размер пособия по беременности и родам
Период, на который установлен размер пособия | Максимальный размер пособия за полный календарный месяц | Основание |
На 2008-2010 гг. | 23400 руб. | Подпункт 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» |
На 2007 г. | 16 125 руб.-по правоотношениям, возникшим с 1 января по 31 августа 2007 г. | Пункт 1 ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» |
23400руб.-по правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2007 г. | Пункт 1.1 ст. 13 этого же закона | |
На 2006 г. | 15 000 руб. | Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 22.12.2005 № 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» |
Окончание табл. 193
Период, на который установлен размер пособия | Максимальный размер пособия за полный календарный месяц | Основание |
На 2005 г. | 12 480ру6, | Пункт 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 №202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Фе-, дерации на 2005 год» |
На 2002-2004 гг. | 11700 руб. | Статья 7 Федерального закона от 08.12.2003 № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год»; статья 15 Федерального закона от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» |
• в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с учетом этих районных коэффициентов;
• с доплаты до фактического заработка (сверх предельного размера пособия по беременности и родам, выплачиваемого за счет средств ФСС РФ), производимой за счет средств организации, в общеустановленном порядке исчисляется и удерживает НДФД поскольку такая доплата не является государственным пособием (п. 1 ст. 210, п. п. 1,4 ст. 226 НК РФ);
• с указанной доплаты организация начисляет страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184).
Что касается ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то, руководствуясь вышеуказанным постановлением Президиума ВАС РФ № 1441/07 по делу № А58-8726/05, с доплаты до фактического заработка организация не начисляет ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Закона о пенсионном страховании).
Увольнение сотрудников
Увольнение работников регулируется следующими нормативными положениями, о которых должен знать аудитор:
° при увольнении работника по любому основанию выплата всех сумм (в том числе и заработной платы), причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (ст. 140 ТК РФ). Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете;
• выплачиваемые в связи с увольнением работника выходное пособие и сумма среднего месячного заработка на период трудоустройства не облагаются НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ, а также ЕСН на основании подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ;
• в целях исчисления налога на прибыль начисления работникам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников организации, учитываются в составе расходов на оплату труда (п. 9 ст. 255 НК РФ).
Методы получения аудиторских доказательств
При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда применяются следующие методы и приемы.
Проверка арифметических расчетов, выполненных клиентом (пересчет), используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контрольза учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда. Подтверждение используется для получения информации реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Устный опрос применяется при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов сведений о совершении отдельных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.
Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности конкретного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать их реальность и целесообразность.
Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, при этом следует обращать внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
Аналитические процедуры применяются при сопоставлении фонда заработной платы в отчетном периоде с данными предыдущих периодов. Полученные аудиторские доказательства подлежат документированию. Выявленные существенные нарушения порядка ведения бухгалтерского и налогового учета расчетов предприятия с персоналом по оплате труда влияют на выражаемое мнение аудитора в заключении, которое в этом случае уже не может быть безоговорочно положительным.